МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Речевое развитие мальчиков и девочек.

  Логопеды  давно заметили, что среди их клиентов мальчиков во много раз больше, чем девочек. Этот факт многие связывают с тем, что мужчины вообще слабее женщин, потому и проблем со здоровьем у них больше. Это не совсем так. Просто у мальчиков имеются свои как физиологические, так и психологические особенности развития, касаются они и вопросов правильного формирования и развития речи будущих мужчин.

С точки зрения анатомии дело в следующем: у мальчиков правое полушарие мозга (которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию) и левое полушарие (отвечающее за рационально-логическое и речевое мышление) каждое по отдельности развиты хорошо (возможно, даже лучше, чем у девочек), но пучок нервных волокон (который соединяет оба полушария) тоньше, чем у девочек и развивается медленнее. Это не патология – просто так распорядилась природа. Поэтому обмен информацией между полушариями затруднён, а значит, мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Поэтому если уж у взрослых мужчин логическое мышление - то логическое, если образное - то образное. А у женщин - "странная женская логика". Потому что женщины в любое логическое рассуждение привносят образность. И наоборот: образное мышление они обязательно стараются перевести на речевую основу. 

В дошкольном возрасте, мальчики как бы более правополушарны - они чаще склонны к образному мышлению, а девочки как бы более левополушарны, более речевые. И получается, что девочкам - дошкольницам легче высказываться вербально, а мальчикам - дошкольникам  легче оперировать пространственными образами. В подростковом возрасте мальчики начинают обходить девочек по левополушарному, рационально-логическому, речевому типу мышления. А вот исполнительская сторона речи у мальчиков и дальше остается хуже. Речевое мышление у них лучше, а вот переложить на грамматическую основу, вынести на поверхностный уровень речи труднее. Речевое мышление богаче, а выразить свои мысли сложнее.

Поэтому у женщин и запас слов больше, и говорят быстрее и многословнее, а мужчина лучше решает кроссворды, или в важной ситуации подбирает точные слова - там, где речевое мышление проявляется не количественно, а качественно.

Девочки лучше справляются с типовыми задачами, опираются на память, используют штампы. Девочки очень любят повторение. Они утверждаются в том, что они знают и помнят.

У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, они лучше справляются с заданиями на сообразительность. У мальчиков, как только пошла работа на повторение - всё, внимание ушло.

 Девочки чаще говорят так, как принято считать. А мальчики говорят, как они сами считают.

В отличие от мальчишек, девчонки ориентируются на того, с кем они в контакте. Для них  очень важно, как собеседник отреагирует. И они ловят его взгляд, мимику и корректируют свой ответ.

Девочки включаются в работу быстро, но и устают быстрее. Мальчики же долго входят в учебный процесс, зато период работоспособности длиннее. Когда девочки устают, у них сильнее страдает правое полушарие, у мальчиков - левое. Мальчики, когда устают, то "перестают соображать", но внешне держатся. Девочки, когда устают - страдают эмоционально, могут расплакаться.На самом деле мальчики переживают не меньше, чем девочки. Но девочка выдает много эмоциональных слов. И взрослым кажется, что девочки острее переживают те или иные события, а мальчики вполне равнодушны. Нечего на них и внимания обращать. Но анализ биотоков мозга показывает, что мальчики реагируют не менее эмоционально, но не способны долго удерживать эмоциональное напряжение. Мужской мозг более раним и менее надежен. В ответ на длинную нотацию мальчик реагирует лишь в первые минуты, а потом мозг отключает слуховые входы (чтобы "не сломаться"), и мальчик как бы перестает слышать.

Хотя мальчики и начинают говорить чуть позже девочек (в среднем на 4 месяца), в раннем детстве это может быть практически незаметным. Однако ослабленное здоровье мамочки в период беременности, детские болезни в раннем возрасте, наследственность и другие проблемы приводят к задержке речевого развития мальчиков, а то и вовсе переходит в тяжёлые формы нарушения речи. 

Если же вы все-таки подозреваете, что у ребёнка имеется задержка речевого развития, необходимо посетить невропатолога и логопеда. Многие родители до последнего тянут, часто надеясь, что те или иные виды нарушения развития речи пройдут сами по себе и обращаются к логопеду, когда ребёнок уже должен идти в школу. Так поступать не стоит. Учитель - логопед вовремя вам подскажет, как быть в каждом конкретном случае, научит необходимым упражнениям, которые предотвратят задержку развития речи, научит правильному звукопроизношению. Кстати, о последнем. Нарушение звукопроизношения не всегда означает задержку речевого развития. В большинстве случаев этот недостаток речевого развития легко устраним. Никогда не нервничайте и не обвиняйте ребёнка в том, что он не может выговорить какой-либо звук. Ведь дети в этом не виноваты, и часто сами переживают по этому поводу, да и некоторые сверстники дразнят «картавыми» и «шепелявыми» - им тяжело и без упрёков взрослых. У детей таких раздражительных родителей происходит обратная реакция на эти несправедливые обвинения – психологический зажим. И работать логопеду с ними потом довольно трудно. Относитесь к занятию с логопедом серьёзно, аккуратно выполняйте с детьми заданные упражнения. Все неправильно произносимые малышом звуки лучше исправить до поступления в школу, иначе эта проблема может перейти в нарушение письменной речи (иногда дети начинают писать с теми же ошибками, что и говорят). Если же у вашего малыша обнаружилось тяжёлое нарушение речи, то логопед будет работать в тесном сотрудничестве с врачами.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы:

1. Главное, что должны запомнить родители мальчиков – не переживайте раньше времени. Речь вашего ребёнка обязательно будет в норме. Главное быть внимательными по отношению к малышу – не просто следить за его развитием, а активно участвовать в нем. Ну, и, конечно, быть достойными образцами для подражания, то есть личным примером приучать ребёнка к правильной и красивой речи.

2. Помните, что девочки и мальчики развиваются неравномерно.

3.  Не ждите от девочек коротких, логически обоснованных заключений. Не требуйте от мальчиков эмоциональных, развёрнутых ответов.

4. Не читайте долгие нотации мальчикам, они воспринимают информацию только в первые минуты.

5. Девочки лучше справляются с типовыми задачами, опираясь на память и используя штампы. Мальчики лучше справляются с заданиями на сообразительность.

6. Мальчики более смелы в высказывании своего мнения, девочки чаще говорят так, как принято считать.

7. Мальчики не смотрят в глаза учителю, период вхождения в рабочий процесс занимает достаточно много времени, они долго и заинтересованно работают.

8. Девочки постоянно ловят взгляд педагога, быстро вникают в рабочий процесс, но быстро устают.

Учитель - логопед высшей категории Трифонова Ольга Николаевна.

5 сентября 2015 в 14:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.