МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Профилактика нарушений письменной и устной речи у дошкольников.

К сожалению, среди учащихся начальных классов нарушения устной и письменной речи приобретают всё более широкие масштабы. Замедленное усвоение навыков письма и чтения отрицательно влияет на весь процесс обучения. Чтобы предотвратить появление этих проблем в школьном возрасте, нужно работать над профилактикой дислексии и дисграфии в дошкольном детстве.

    Рассмотрим причины нарушений письменной и устной речи. 

1. Наследственное недоразвитие участков коры, отвечающих за письменную и устную речь.

2. Органические повреждения головного мозга в зонах чтения и письма (левое полушарие, височная доля) внутриутробно, в результате инфекций, интоксикаций, родовых патологий.

3. Астения (нервно – психическая слабость) в результате соматических заболеваний. Следствие – повышенная утомляемость, психическая заторможенность или расторможенность.

4. Социальная причина – неправильное речевое окружение, дефицит речевых контактов.

5. Нарушение восприятия пространства, зрительного восприятия, памяти, анализа и синтеза (приводит к долгому запоминанию букв, близких по начертанию, зеркальному написанию букв – оптической дисграфии).

6. Нарушение пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, памяти и восприятия (проявляется в смешении букв и их элементов, потере строки при чтении, перескакивании с одной строки на другую, зеркальном чтении, не понимая прочитанного – оптическая дислексия).

7. Нарушение звукопроизношения и фонематического слуха (ребёнок как говорит, так и пишет – артикуляторно – акустическая или акустическая дисграфия).

8. Нарушение слухо – речевой памяти (выражается в незапоминании стихов, путании содержания текста – мнестическая дислексия).

9. Наличие ЗПР, ДЦП, УО, нарушения слуха, нарушения речи (приводит к грамматическим ошибкам – неправильному написанию окончаний слов, использованию приставок и предлогов, ошибкам в словообразовании, управлении и согласовании – аграмматической дисграфии).

10. Несформированность фонетико – фонематической и лексико – грамматической сторон речи к 5 – 6 годам (неправильное употребление предлогов, несогласование слов в роде, числе и падеже приводит к искажению смысла прочитанного – аграмматической дислексии).

11. Несформированность языкового анализа и синтеза, т. е. неумение узнавать слово и выделять из него звуки (проявляется в непонимании прочитанного, т. к. слоги воспринимаются как отдельные слова – семантическая дислексия).

Развитие письменной речи представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, общедвигательный и др. В его основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций, таких, как координация пальцев, кистей рук, быстрая переключаемость движений.

Поэтому работу по профилактике нарушений письменной речи (дислексии) необходимо вести по нескольким направлениям одновременно: развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, все виды памяти, совершенствовать пространственно – временные ориентировки, психомоторные функции и конструктивный праксис, чувство ритма.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) относятся и к так называемой группе риска по дислексии. Для того, чтобы сформировать у дошкольников готовность к обучению чтению, нужны такие составляющие функционального базиса чтения, как: зрительное восприятие и зрительная память, акустическое восприятие, слухо – речевая память и внимание.

Профилактикой нарушений устной речи является работа над нормализацией объёма и прочности рече – слуховой и зрительной памяти; формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем), зрительного и акустического гнозиса и мнезиса, оптико – пространственных представлений.

Предложенный ниже дидактический материал по развитию неречевых психических функций, используемый в работе с детьми способствует профилактике нарушений письменной и устной речи.

1. Развитие слухового внимания, памяти, восприятия и ритмического чувства.

А) «Скажи, что ты слышишь?»

Дети с закрытыми глазами определяют, звуки каких предметов они слышат в записи (мычание коровы, лай собаки, сигнал машины и т. д.).

Б) «Кто что услышит?»

Услышать и запомнить звуки, последовательность звуков, издаваемые логопедом за ширмой (стук молотка, хлопок в ладоши, игра на муз. инструменте и т. д.).

В) «Тихо – громко»

Соответственно динамике звучания муз. инструмента дети выполняют движения.

Г) «Услышь шёпот»

Ребёнок должен услышать инструкцию, сказанную шёпотом.

Д) «Повтори ритм»

Е) «Различи звуки»

Дети различают звуки; последовательность звуков по положению губ, языка.

Ж) «Определи первый, последний, второй звук в слове»

Задача – научить определять последовательность, количество и место звуков в слове по отношению к другим звукам.

З) «Определи количество слогов».

Отхлопывание слогов, контроль руки под нижней челюстью.

И) «Определи количество, последовательность и место слов в предложении». Придумать предложение по сюжетной картинке, определить количество слов, составить графическую схему предложения.

 Придумать предложение с определённым количеством слов.

2. Развитие зрительного внимания и памяти, оптико – пространственных представлений.

А) «Найди такую же фигуру»

Б) «Разложи по размеру»

В) «Узнай фигуру по контуру, пунктиру, недостающим деталям»

Г) «Запомни предметы»

Дети запоминают 3, 5 предметов из одной логической группы (шапка, плащ, брюки); из разных логических групп.

Д) «Кто больше увидит и запомнит?»

Логопед считает до 20-ти, дети находят и запоминают предметы заданного цвета, формы (например, 10 предметов красного цвета). Затем все закрывают глаза, а один ребёнок перечисляет, что запомнил, другие дети его дополняют.

Е) «Смотри и исполняй»

Дети воспроизводят 2 – 3 движения, показанные логопедом.

Ж) «Сложи геометрическую фигуру из палочек»

З) «Что находится впереди, позади, вверху, внизу?»

Е) «Выполни задания»

Геометрические фигуры предлагается положить возле правой, левой руки, перед собой, сзади себя.

Ж) «Чего не стало?», «Что лишнее?», «Что изменилось?»

Учитель - логопед  высшей категории Трифонова О. Н.

13 июня 2015 в 09:30

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.