МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Использование дидактических игр в коррекции звукопроизношения

 Прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести к большим затруднениям в жизни человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств)  влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют умением выражать свои мысли с помощью речи, необходимой для общения с окружающими.

Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.

Развитие речи в дошкольном возрасте может осуществляться с помощью дидактических (обучающих) игр. Это самостоятельный или коллективный вид деятельности, активизирующий психические процессы, вызывающий у детей живой интерес к процессу познания. В дидактических играх они охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

В  работе  с  дошкольниками  воспитатель  использует  дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности. Игра уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы.

Дидактические игры  развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, и так далее), наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, представление об окружающем мире. Они имеют также большое значение для нравственного воспитания, так же способствуют развитию целеустремленности, чувства коллективизма.

В дошкольной педагогике дидактические игры по развитию речи можно разделить на три основных вида:

- настольно – печатные: игры с предметами, игры с игрушками (башенки, вкладышами, мозаиками), лото, картинки;

- словесные: загадки, звукоподражания, игры с «запретными словами»; 

-игры с предметами жизненного обихода и природного материала (пуговицы, камушки, шишки).

Дидактические игры формируют слуховое внимание: умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.

Время, отведенное для детских игр, желательно организовывать с небольшими подгруппами детей,  чтобы можно было услышать каждого ребёнка, по необходимости исправить его.

Воспитатель Кочерга С. А.

31 декабря 2014 в 19:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.