МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Учимся общаться.

 Общение как особого рода деятельность - это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.). Общаться люди могут как с помощью речи (вербально), так и без неё (невербально). 

Тема общения, а в частности, невербального общения, является очень актуальной во все времена. Потому что невербальное общение появилось много миллионов лет назад, тогда же, когда и появились люди. Даже когда человек еще не умел говорить, он, чтобы доности  до собеседника всю полноту излагаемой информации, общался со своими соотечественниками на жестах.

Наиболее ярко невербальные средства общения выражены, например, при разговоре людей, говорящих на разных языках, при общении глухонемых людей. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Да и в повседневной жизни все люди используют жесты, главным образом, для придания речи эмоциональности, демонстрации  своего истинного отношения к происходящему. И  задача собеседников эти невербальные проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, можно получить в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.

В нашем мире существует огромное множество жестов и нужно не забывать, что в разных странах значение того или иного жеста может трактоваться по-разному.

 1. Жесты, замещающие в речи элементы языка: коммуникативные жесты, мимика, телодвижения. Это  приветствия и прощания, жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные жесты и телодвижения, дразнящие, утвердительные, отрицательные, вопросительные, выражающие благодарность, примирение; а также жесты, встречающиеся в различных других ситуациях межличностного общения. 

Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос, жест, означающий конец работы, победы и т.п. Все перечисленные жесты понятны без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

 2. Описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты, которые  сопровождают речь и без речевого контекста теряют смысл - это модальные жесты. Их с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, т.к. они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относят: жесты одобрения, неудовольствия, незнания, страдания, раздумья, сосредоточенности, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращения, радость, восторг, удивление.

Все люди разные и у каждого человека отличный от других уровень восприимчивости, интуиции, поэтому любой человек по-своему читает язык тела. Одни понимают его сразу и без слов, а другим требуется долгое и тщательное обдумывание той или иной ситуации. Но каждый должен помнить, что если при оценке действий человека рассматривать все его жесты и телодвижения отдельно друг от друга, то получится недостоверное мнение, поэтому невербальные средства общения нужно рассматривать только в совокупности.

Воспитатель Кочерга С. А.

31 декабря 2014 в 19:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.