МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково
|
Речевые запинки.Речевое развитие ребёнка не всегда проходит гладко. Системы, отвечающие за речь, развиваются с разной интенсивностью, с разной скоростью, поэтому иногда случаются сбои, нестыковки, запинки. Иногда в период интенсивного развития (чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет) в речи ребёнка появляются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата, которое является серьезным поводом для срочной коррекционной работы, называется заиканием. Очень важно не путать заикание с речевыми запинками несудорожного характера, когда ребёнок начинает повторять не только звуки и слоги, но даже слова и предложения или прерывать речь молчанием. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы как следствие того, что мышление опережает развитие речевой возможности ребёнка: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью и ребёнокне в состоянии сразу вербально оформить свои мысли и желания. Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью. Физиологические запинки могут возникнуть и под неблагоприятным воздействием социума, при задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи или при нарушении высшей нервной деятельности у ребенка в результате: - неблагоприятной наследственности; - внутриутробных и послеродовых травм; - перенесенных болезней; - неблагоприятного речевого окружения; - педагогической запущенности (неблагоприятная обстановка, ссоры родителей, несогласованное воспитание ребенка, запугивающие наказания, перегрузка речи ребенка заучиванием сложных текстов и пр.); - резкой одномоментной травмы (испуг). Если не происходит осложнений, то со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают и запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Как предотвратить или помочь ребенку с физиологическими запинками? Прежде всего нужно позаботиться об упорядочении его поведения и развитии речи. Упорядочение поведения: 1. Создать для ребенка определенный и твердый режим, который вырабатывает привычку к четкому чередованию различных видов деятельности, устанавливает определенный ритм жизни и благоприятствует нормализации работы высшей нервной деятельности и всего организма. 2. По возможности исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорить между собой спокойно, с минимумом эмоций). 3. Не оказывать негативного внимания к повторам ни выражением своего лица, а тем более словами и поступками. 4. Окружить ребенка ласково-требовательным отношением. Потакание детским капризам, его избалованность способствуют неумению или нежеланию осознавать, что ему дозволено, а что нет. В основе большинства детских капризов, которые нередко перерастают в детские неврозы, лежит неосознанное ребенком различие между доступным и недоступным, желаемым и невозможным. 5. Если ребенок левша, не переучивать его. 6. Удостовериться, что ребенок знает, что его любят таким, какой он есть. 7. Помнить, что запинки и повторы естественны для ребенка в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время. Развитие речи. 1. Устранить недостатки звукопроизношения к 5 годам. 2. Развивать словарный запас, совершенствовать фонетическую и грамматическую стороны речи ребенка. В основе многих речевых запинок лежит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения) или недостаточного понимания того или иного момента, явления, о которых он хочет рассказать (теряет смысл высказывания из-за несогласованности слов в предложении, логическую последовательность изложения). 3. Развивать связную речь, которая способствует нормализации плавности и темпа речи у детей. Необходимо обучить умению выделять и осознавать правила построения (программирования) внутреннего, содержательного и внешнего, языкового планов рассказа с помощью опорных пунктов в виде картинок, предметов, игрушек, конкретных и наводящих вопросов, которые облегчают ребенку формулировать свои мысли, правильно строить свой ответ, сообщение. Полезно, чтобы ребенок сопровождал свои действия (рисование, лепку, труд и т.д.) речью. Учитель - логопед высшей категории Трифонова О. Н. 4 ноября 2014 в 08:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.