МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково
|
Он всегда куда - то мчится...Сегодня все чаще учителя и врачи отмечают увеличение количества детей с повышенной двигательной активностью - гиперактивностью. Они не могут усидеть за партой на занятии больше 15 минут, задают много вопросов, не выслушивая ответы, перебивают, прыгают и бегают по классу во время уроков. Родители вторят - все разбрасывают, ужасные непоседы и вредины, очень импульсивные и невнимательные, упрямые, никогда не ложатся спать вовремя. Такие дети постоянно совершают недозволенные поступки. За это их часто наказывают, постоянно одергивают, читают нотации, стыдят. У них возникают проблемы как с родителями, которые часто не выдерживают и срываются на ребенке, так и с воспитателями, а в последствии - с учителями в школе. Где грань между обычной активностью и гиперактивностью ребенка? Нужна ли ему квалифицированная психологическая помощь? На эти вопросы лучше всего сможет ответить детский психолог. Он поставит диагноз и подскажет, как скорректировать поведение ребенка. Но иногда даже врачи не могут сразу ответить, действительно ли двигательная активность непоседы выше нормы. Для сравнения приведём характеристики активного и гиперактивного малыша. АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК v Большую часть дня не сидит на месте, предпочитает подвижные игры пассивным. Но если его заинтересовать спокойной игрой, то вполне способен достаточное долгое время ею заниматься. v Быстро и много говорит и задает множество вопросов. v Для него нарушение сна и пищеварения, скорее, исключение. v Активен не везде и не всегда. v Неагрессивен, но умеет постоять за себя в случае необходимости, однако сам редко провоцирует скандал. Может «взрываться», но подобные вспышки гнева при правильном психологическом подходе родители могут легко устранить. ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК v Находится в постоянном движении и не может себя контролировать. Даже при сильной усталости продолжает бегать и прыгать. Выбившись окончательно из сил, доводит себя до истерики. Часто беспричинно двигает кистями рук, стопами, елозит на стуле, постоянно оборачивается. Причем такая двигательная активность не имеет определенной цели. v На него не действуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры. Он не задерживается ни на одном, даже на самом интересном предмете. v Не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть спокойно, заниматься чем-то определенным. v Быстро и много говорит, задает много вопросов, при этом не дослушивает ответа и перебивает. v Очень плохо засыпает и спит беспокойно. v Часты кишечные расстройства. v Не реагирует на запреты и ограничения. v Не контролирует свою агрессию - кусается, дерется, толкается. v Плаксив, беспокоен, капризен, часто отрицает все подряд. v Часто жалуется на головные боли, повышенную утомляемость. v Не способен удерживать или сосредоточивать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении любых заданий. v Не умеет доводить выполняемую работ до конца, так как не в состоянии усвоить правила этой работы. v Часто теряет свои вещи, не может найти шапку, тетради и пр. v Отличается неповоротливостью, неуклюжестью, постоянно что-нибудь переворачивает или опрокидывает. Понаблюдайте за поведением вашего малыша. Если в течение полугода вы отметили у него хотя бы 6 таких признаков, то это уже повод обратиться к детскому психологу. Гиперактивность отличается от обычной активности тем, что это - не черта характера, а заболевание. Как правило, она является следствие, родовой травмы и нарушений, возникших еще в грудничковом возраст. Однако существуют причины и «приобретенные» - ошибки домашнего воспитания (чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку) и невротические реакции, которые могут развиться в начальный период обучения в школе. Гиперактивность и нарушение внимания особенно заметно проявляются когда малыш попадает в детский коллектив (детский сад, начальную школу). На уроках надо тихо сидеть, спокойно и внимательно слушать, уметь отвечать, чего гиперактивный ребенок просто не способен сделать. КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ИЗЛИШНЕЙ АКТИВНОСТИ? 1) Спокойная психологическая обстановка в семье без эмоциональных всплесков и постоянной спешки. Поменьше нервничайте сами, старайтесь не менять планы, не торопите своего ребенка. 2) Четкий режим дня с обязательными прогулками на свежем воздухе, где можно без ограничений прыгать и бегать, резвиться и играть. 3) Малыш не виноват в том, что он такой подвижный, старайтесь удержаться от чрезмерной критики. Этим можно добиться только чувства вины у ребенка за то, что он не такой как другие, и ребенок просто уйдет в себя. Психологи даже советуют родителям вообще перестать обращать внимание на те его проступки, которые являются следствием его повышенной возбудимости и неусидчивости. Ограничивая активность и инициативу ребенка, взрослые, скорее, добиваются не послушания, а равнодушия, незаинтересованности, что впоследствии может привести к школьным неудачам. 4) Можно попытаться научить ребенка управлять собой, контролировать эмоции. Ему необходимо выплеснуть энергию - помогите ему в этом. Можно изо всей силы попинать мяч, постучать кулаками по подушке, но... предупредите, что такое раскрепощение возможно в определенном месте и в определенное время. Это будет психологически ограничивать его эмоции. 5) Немаловажную роль в нормализации поведения играет питание вашего непоседы. Стоит ли говорить, что в его рационе не должно быть недостатка витаминов и микроэлементов. Поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного, свежих овощей и фруктов. Но не стоит навязывать еду, это будет лишняя нервотрепка и для вас, и для вашего малыша. 6) Постепенно приучайте ребенка к пассивным играм. Лепить, собирать пазлы, рисовать - вы обязательно должны вместе. Если он при этом отвлекается и убегает, следуйте за ним, однако после такого «отдыха» обязательно вернитесь закончить задание - это должно у него войти в привычку. Особенно полезны игры, которые одновременно с физической разрядкой, развивают внимание. 7) У вас с ребенком должен быть свой фирменный рецепт расслабления - определенная книжка или музыкальное произведение - лишь бы ребенок спокойно получал от этого удовольствие. 8) Будьте готовы, что основную роль в обучении вашего непоседы в школе придется выполнять вам, дорогие родители. Причем помощь нужно оказывать не только при выполнении домашнего задания. Иногда придется вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на уроке. 9) Лучшим способом направить энергию туда, куда надо, являются занятия спортом. Спорт даст ребенку возможность проявить себя и, кроме того, научит владеть собой. Однако лучшее лекарство для таких малышей - чуткое и терпеливое отношение родителей к своему непоседе. Учитель - логопед 1 категории Ломакина Е. В. 22 февраля 2014 в 11:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.