МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ.

 Кинезиологические упражнения иногда называют «умными движениями». Они позволяют активизировать работу полушарий, зарядить организм энергией, а дошкольникам и младшим школьникам — развить мелкую моторику и самоконтроль. Детям очень нравятся эти упражнения, поскольку они разбавляют порой монотонную учебную деятельность.

1. Глазодвигательные упражнения.

Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарные взаимодействия и повышают энергетизацию организма, включают структуры мозга, контролирующие мышление, речь и поведение, активизируют процесс обучения.

• Движения по четырём направлениям и диагоналям. Совершаются в медленном темпе(от 3 до 7 с) с фиксацией в крайних положениях.

•Движения по четырём направлениям и диагоналям с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движения глазами, затем, удерживая в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.

•Движение глазами по четырём направлениям с привлечением движения языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох). 

• «Восьмёрка». Упражнение для оптимизации навыков письма. Закрыть глаза. Пальцами одной руки провести перед глазами горизонтальную восьмерку. Следовать закрытыми глазами за движениями пальцев. Продолжать рисовать, увеличивая размеры восьмёрки. Отдохнуть и открыть глаза.

2. Двигательные упражнения.

Развивают тонкую моторику. Чем больше задействуются мелкие мышцы тела, тем больше простраивается нервных путей между лобными отделами мозга и другими отделами, развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные движения (синкезии).

• Кулак-ребро-ладонь. Положить ладони на стол, затем зажать кулаки, затем поставить ладони ребром на стол, положить ладони на стол. Повторить 8-10 раз. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно.
Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

• Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем все остальные по очереди в прямом и обратном направлениях. Выполнение сначала руками поочерёдно, затем совместно (8-10 повторений)

• Замок. Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

• Лягушка. Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на столе ладонью вниз. По очереди менять положение рук. Совмещать с движениями языка влево, вправо (8-10 повторений)

• Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

3.Для середины занятия(урока):

Выполнение перекрёстных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

• Перекрестное марширование. Медленно шагать, попеременно касаясь то правой, толевой рукой до противоположного колена, чередовать с односторонними касаниями.

4.Для конца занятия (урока).

Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

• Свеча. Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Упражнения на дыхание улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Материал подготовлен по материалам сайта - http://psy-office.ru/kineziologicheskie-uprazhneniya/

Учитель - логопед высшей категории Трифонова О. Н.

11 июня 2018 в 08:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.