МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Положение об организации инклюзивного образования

 30abe19ab0ed29b2b4bfd793e6ddc111.jpg

1. Общие положения

1.1. Положение об организации инклюзивного образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее - Положение) в МБДОУ Детском саду № 33 «Солнышко» разработано в целях реализации гарантированного права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ) и детей-инвалидов на получение качественных образовательных услуг; создания безбарьерной образовательной среды для данной категории в образовательном учреждении; коррекции нарушений развития, успешной социальной адаптации.

1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федеральных Законов:
 от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; Закона Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».

1.3. Настоящее Положение определяет модель организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном учреждении, когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития, включены в общую систему образования и имеют возможность получать образование по месту жительства в образовательном учреждении, которое создаёт условия для оказания необходимой специальной поддержки детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

1.4. В Положении используются следующие понятия:

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

- дети-инвалиды - дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности;

- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- адаптированная образовательная программа (далее – АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

- доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, дооборудованная с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать качественное образование;

- «ресурсный класс (группа)» - специально отведенное место в учебном заведении (класс, кабинет), который оборудован специальным образом, и обеспечен квалифицированными педагогическими работниками;

- «тьютор» - педагогический работник или родитель (законный представитель), который обеспечивает персональное сопровождение в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Педагогический работник оказывает помощь в преодолении проблем и трудностей процесса образования; создает условия для индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Родитель (законный представитель) организует взаимодействия обучающегося с воспитателями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся;

1.5. Инклюзивное образование осуществляется в образовательном учреждении и может реализовываться через следующие модели:

- полная инклюзия – обучающиеся (воспитанники)  с ОВЗ  и дети-инвалиды (самостоятельно или в сопровождении тьютора) посещают образовательное учреждения наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать кружки, клубы, музей, общесадовые мероприятия,  праздники, развлечения и др.;

- частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ и дети-инвалиды совмещают обучение по индивидуальному учебному плану с посещением образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают индивидуальные занятия в образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (консилиума образовательного учреждения).

1.6. В разработке модели, ресурсном обеспечении организации инклюзивного образования в МБДОУ, в реализации модели и корректировке результата участвуют: отдел образования администрации города Гуково, Психолого-медико-педагогический Консилиум г. Гуково, психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, социально ориентированные организации.

1.6.1. Отдел образования администрации города Гуково:

- координирует деятельность образовательного учреждения по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в МБДОУ;

- проводит анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования;

- осуществляет координацию действий различных ведомств, социальных институтов, социально ориентированных организаций;

- инициирует и организует проведение мероприятий, направленных на формирование культуры принятия особого ребенка и толерантного отношения к нему; информирования населения об образовательных услугах, предоставляемых всем детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации; поддержки и тиражирования успешных практик образования в городе обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;

- осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью образовательного учреждения по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на получение бесплатного, доступного и качественного дошкольного образования;

- управляет изменением образовательной парадигмы, совершенствованием инклюзивного процесса с использованием современных достижений науки и практики.

1.6.2. Психолого-медико-педагогические Консилиум г. Гуково:

- осуществляют проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии детей;

- готовят по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждают, уточняют или изменяют ранее данные комиссией рекомендации. осуществляют психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

- оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательного учреждения, других организаций по вопросам обучения и воспитания лиц с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе по вопросам разработки АОП, коррекции нарушений развития детей;

-  участвуют в мероприятиях по инклюзивному образованию: семинарах, конференциях, круглых столах и т.п.

1.6.5. Образовательное учреждение:

- разрабатывают и утверждают АОП для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;

- реализуют АОП, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития;

- организовывают свободную и досуговую деятельность учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов с учётом психофизических особенностей развития, их интересов и пожеланий родителей (законных представителей);

- осуществляют личностно ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подход в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения индивидуальных социально-образовательных потребностей, создают условия для трудовой реабилитации и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- проводят мероприятия по формированию благоприятного психологического климата для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном учреждении;

- формируют заявку на прохождение курсов повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования;

- обеспечивают необходимые условия по созданию безбарьерной образовательной среды: оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, компьютерным и другим оборудованием;

- организуют работу воспитателей (тьюторов), обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством;

- взаимодействуют в рамках своей компетенции с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов и их семей;

- осуществляют контроль за освоением образовательных программ
обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами.

1.6.5. Социально ориентированные организации:

- оказывают организационно-методическую поддержку субъектам образовательной политики в реализации инклюзивного образования и обеспечения доступности образовательных учреждений;

- оказывают (по возможности) методическую поддержку специалистам, командам, администрации учреждения образования в реализации инклюзивного образования в виде семинаров, курсов, тренингов, консультаций и т.д.;

- организуют взаимодействие семьи, где воспитывается ребенок с ОВЗ с образовательным учреждением и педагогами;

- помогают организовать инклюзивный процесс внутри образовательного учреждения: способствуют грамотному взаимодействию педагогов, родителей детей, не имеющих проблем в развитии, и всех учеников;

- в рамках совместных программ и проектов с органами управления образования могут обеспечивать образовательное учреждение по своему усмотрению необходимым оборудованием и методической литературой;

- распространяют информацию о положительном опыте инклюзивного образования среди общества (организация мероприятий и акций, использование социального информационного ресурса и своих сайтов);

- участвуют в разработке и реализации информационных программ по формированию инклюзивной культуры;

- участвуют в разработке планов и методик обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных учреждениях, учитывая спрос и пожелания родителей;

- взаимодействуя со СМИ, активно содействуют формированию инклюзивной культуры.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1.Организация обучения детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».

2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» на уровне дошкольного образования.

2.3. Для организации инклюзивного образования в учреждении для обучающихся
с ОВЗ необходимо иметь заявление родителей (законных представителей) в соответствии с прилагаемой формой, заключение ПМПК с рекомендациями о формах обучения и организации образования.

2.4. Порядок приема граждан на обучении в формате инклюзии осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

2.5. Для организации инклюзивного образовательного процесса в образовательном учреждении необходимо наличие:

- положения об инклюзивном образовании в образовательном учреждении;

- образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и содержание инклюзивного образования;

- заключения ПМПК;

- адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ;

- письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его ребенком образования по адаптированной программе;

- плана воспитательной работы учреждения, включающего в себя мероприятия, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры); проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др.

2.6. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).

2.7. АОП разрабатывается группой (комиссией) педагогических работников и утверждается педагогическим советом образовательного учреждения. В АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка.

2.8. Проводится диагностика уровня психического развития ребенка (первичная, промежуточная, итоговая).

Контроль за своевременным проведением занятий, выполнением учебных программ осуществляет образовательное учреждение.

2.9.Этапы реализации инклюзивного образования:

2.9.1. Предварительный этап:

- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей;

- определение воспитателя и группы, в который поступает обучающий с ОВЗ или ребенок-инвалид;

- определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия какого-либо специалиста привлечение дополнительных ресурсов (сотрудничество с психолого-педагогическим центром, привлечение волонтеров и т.д.);

- заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ и ребенка-инвалида в образовательное учреждение.

2.9.2. Диагностический:

- изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования (организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, обсуждение психолого-медико-педагогического заключения);

- описание необходимых обучающемуся с ОВЗ и ребенку-инвалиду специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов.

2.9.3. Разработка адаптированной образовательной программы:

- проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов (более подробная структура АОП в приложении 1);

2.10. Посещение образовательной деятельности и индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий может быт организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в адаптированной образовательной программе.

2.11. Штатное расписание утверждает руководитель образовательного учреждения самостоятельно.

2.12. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

3.ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Финансирование осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном, областном и городском бюджетах, федеральных, областных и городских целевых программах, а также из средств общественных, благотворительных и международных организаций и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательств.

14 марта 2018 в 07:55

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.