МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково
|
Положение об организации инклюзивного образования
1. Общие положения 1.1. Положение об организации инклюзивного образования обучающихся
1.2. Настоящее Положение разработано на основании Федеральных Законов:
1.3. Настоящее Положение определяет модель организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном учреждении, когда все дети, независимо от их физического и (или) психологического развития, включены в общую систему образования и имеют возможность получать образование по месту жительства в образовательном учреждении, которое создаёт условия для оказания необходимой специальной поддержки детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей. 1.4. В Положении используются следующие понятия: - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее особенности в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; - дети-инвалиды - дети, которые вследствие заболевания или увечья ограничены в проявлениях жизнедеятельности; - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - адаптированная образовательная программа (далее – АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; - доступная образовательная среда (безбарьерная среда) - среда, дооборудованная с учетом потребностей обучающихся с ОВЗ и позволяющая вести образ жизни самостоятельно, в том числе беспрепятственно получать качественное образование; - «ресурсный класс (группа)» - специально отведенное место в учебном заведении (класс, кабинет), который оборудован специальным образом, и обеспечен квалифицированными педагогическими работниками; - «тьютор» - педагогический работник или родитель (законный представитель), который обеспечивает персональное сопровождение в образовательном пространстве ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Педагогический работник оказывает помощь в преодолении проблем и трудностей процесса образования; создает условия для индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Родитель (законный представитель) организует взаимодействия обучающегося с воспитателями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся; 1.5. Инклюзивное образование осуществляется в образовательном учреждении и может реализовываться через следующие модели: - полная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ и дети-инвалиды (самостоятельно или в сопровождении тьютора) посещают образовательное учреждения наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, и обучаются по АОП, в соответствие с учебным планом, а также могут посещать кружки, клубы, музей, общесадовые мероприятия, праздники, развлечения и др.; - частичная инклюзия – обучающиеся (воспитанники) с ОВЗ и дети-инвалиды совмещают обучение по индивидуальному учебному плану с посещением образовательного учреждения и обучаются по АОП, по индивидуальным учебным планам по согласованию с родителями (законными представителями), а также посещают индивидуальные занятия в образовательном учреждении, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (консилиума образовательного учреждения). 1.6. В разработке модели, ресурсном обеспечении организации инклюзивного образования в МБДОУ, в реализации модели и корректировке результата участвуют: отдел образования администрации города Гуково, Психолого-медико-педагогический Консилиум г. Гуково, психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, социально ориентированные организации. 1.6.1. Отдел образования администрации города Гуково: - координирует деятельность образовательного учреждения по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в МБДОУ; - проводит анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования; - осуществляет координацию действий различных ведомств, социальных институтов, социально ориентированных организаций; - инициирует и организует проведение мероприятий, направленных на формирование культуры принятия особого ребенка и толерантного отношения к нему; информирования населения об образовательных услугах, предоставляемых всем детям с ОВЗ, о специфике инклюзивного образования и имеющихся ресурсах его реализации; поддержки и тиражирования успешных практик образования в городе обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов; - осуществляет в пределах своих полномочий контроль за деятельностью образовательного учреждения по вопросам соблюдения прав обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на получение бесплатного, доступного и качественного дошкольного образования; - управляет изменением образовательной парадигмы, совершенствованием инклюзивного процесса с использованием современных достижений науки и практики. 1.6.2. Психолого-медико-педагогические Консилиум г. Гуково: - осуществляют проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии детей; - готовят по результатам обследования заключения и рекомендации с указанием специальных условий, которые необходимы по оказанию обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; подтверждают, уточняют или изменяют ранее данные комиссией рекомендации. осуществляют психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; - оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательного учреждения, других организаций по вопросам обучения и воспитания лиц с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе по вопросам разработки АОП, коррекции нарушений развития детей; - участвуют в мероприятиях по инклюзивному образованию: семинарах, конференциях, круглых столах и т.п. 1.6.5. Образовательное учреждение: - разрабатывают и утверждают АОП для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов; - реализуют АОП, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития; - организовывают свободную и досуговую деятельность учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов с учётом психофизических особенностей развития, их интересов и пожеланий родителей (законных представителей); - осуществляют личностно ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подход в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения индивидуальных социально-образовательных потребностей, создают условия для трудовой реабилитации и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов; - проводят мероприятия по формированию благоприятного психологического климата для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном учреждении; - формируют заявку на прохождение курсов повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования; - обеспечивают необходимые условия по созданию безбарьерной образовательной среды: оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, компьютерным и другим оборудованием; - организуют работу воспитателей (тьюторов), обеспечивающих сопровождение лиц с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном процессе в рамках реализации инклюзивного образования в соответствии с действующим законодательством; - взаимодействуют в рамках своей компетенции с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, культуры по вопросам обучения и сопровождения лиц с ОВЗ и детей-инвалидов и их семей; - осуществляют контроль за освоением образовательных программ
1.6.5. Социально ориентированные организации: - оказывают организационно-методическую поддержку субъектам образовательной политики в реализации инклюзивного образования и обеспечения доступности образовательных учреждений; - оказывают (по возможности) методическую поддержку специалистам, командам, администрации учреждения образования в реализации инклюзивного образования в виде семинаров, курсов, тренингов, консультаций и т.д.; - организуют взаимодействие семьи, где воспитывается ребенок с ОВЗ с образовательным учреждением и педагогами; - помогают организовать инклюзивный процесс внутри образовательного учреждения: способствуют грамотному взаимодействию педагогов, родителей детей, не имеющих проблем в развитии, и всех учеников; - в рамках совместных программ и проектов с органами управления образования могут обеспечивать образовательное учреждение по своему усмотрению необходимым оборудованием и методической литературой; - распространяют информацию о положительном опыте инклюзивного образования среди общества (организация мероприятий и акций, использование социального информационного ресурса и своих сайтов); - участвуют в разработке и реализации информационных программ по формированию инклюзивной культуры; - участвуют в разработке планов и методик обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных учреждениях, учитывая спрос и пожелания родителей; - взаимодействуя со СМИ, активно содействуют формированию инклюзивной культуры. 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1.Организация обучения детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования». 2.2. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) о подтверждении (установлении) статуса «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» на уровне дошкольного образования. 2.3. Для организации инклюзивного образования в учреждении для обучающихся
2.4. Порядок приема граждан на обучении в формате инклюзии осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 2.5. Для организации инклюзивного образовательного процесса в образовательном учреждении необходимо наличие: - положения об инклюзивном образовании в образовательном учреждении; - образовательной программы учреждения, отражающей основные принципы и содержание инклюзивного образования; - заключения ПМПК; - адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ; - письменного согласия родителя (законного представителя) на получение его ребенком образования по адаптированной программе; - плана воспитательной работы учреждения, включающего в себя мероприятия, направленные на воспитание у учащихся, педагогов и родителей гуманного отношения к детям с ОВЗ (по формированию инклюзивной культуры); проведение мониторинговых исследований, опросов, анкетирования с целью изучения общественного мнения по вопросам инклюзивного образования и др. 2.6. При изменении состояния здоровья обучающихся возможны внесения изменений в АОП в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями). 2.7. АОП разрабатывается группой (комиссией) педагогических работников и утверждается педагогическим советом образовательного учреждения. В АОП регулярно вносятся изменения на основе данных о динамике ребенка. 2.8. Проводится диагностика уровня психического развития ребенка (первичная, промежуточная, итоговая). Контроль за своевременным проведением занятий, выполнением учебных программ осуществляет образовательное учреждение. 2.9.Этапы реализации инклюзивного образования: 2.9.1. Предварительный этап: - предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей; - определение воспитателя и группы, в который поступает обучающий с ОВЗ или ребенок-инвалид; - определение специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия какого-либо специалиста привлечение дополнительных ресурсов (сотрудничество с психолого-педагогическим центром, привлечение волонтеров и т.д.); - заключение договора с родителями и зачисление обучающегося с ОВЗ и ребенка-инвалида в образовательное учреждение. 2.9.2. Диагностический: - изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования (организация диагностической работы воспитателя и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, обсуждение психолого-медико-педагогического заключения); - описание необходимых обучающемуся с ОВЗ и ребенку-инвалиду специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов. 2.9.3. Разработка адаптированной образовательной программы: - проектирование необходимых структурных составляющих АОП: титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, основные требования к результатам реализации АОП, система контрольно-измерительных материалов (более подробная структура АОП в приложении 1); 2.10. Посещение образовательной деятельности и индивидуальных и/или подгрупповых коррекционных занятий может быт организовано как в образовательном учреждении, в котором обучается ребенок, так и через сетевое взаимодействие с привлечением ресурсов иных организаций, что должно быть отражено в адаптированной образовательной программе. 2.11. Штатное расписание утверждает руководитель образовательного учреждения самостоятельно. 2.12. Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами во время образовательного процесса несет образовательное учреждение. 3.ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Финансирование осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном, областном и городском бюджетах, федеральных, областных и городских целевых программах, а также из средств общественных, благотворительных и международных организаций и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательств. 14 марта 2018 в 07:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.