МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

 Стандарт дошкольного образования, как целевой ориентир, выделяет развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одно из таких направлений – познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Сейчас в стране не только экономический кризис, но и кризис воспитания подрастающего поколения. Дети в нашей повседневной жизни окружены в основном современными ритмами, сильно зависимы от компьютерных игр. Тем самым познание об окружающем мире их не сильно интересует.

Тем не менее, посещая с воспитанниками городской музей, я увидела, как детям нравится ходить в музей, узнавать много нового и интересного.  Поэтому предложенную идею открытия  в нашем детском саду, а именно в нашей старшей группе мини - музея, ребята восприняли с радостью. Мы вместе стали думать, что будем показывать в нашем музее, о чем будем рассказывать нашим гостям, детям из других групп, родителям.

 Педагоги, совместно с детьми и родителями  решили, что в нашей группе «Почемучки» откроют мини музей «Шахтерской славы». Этот выбор я считаю неслучайным, ведь все мы – дети, внуки и правнуки  шахтеров. Цель создания нашего мини–музея - это совершенствование гражданского – патриотического воспитания дошкольников через ознакомление с шахтерским трудом, с русским самобытным искусством – народными промыслами.

Задачи нашего музея:

1. Знакомство дошкольников с музеем и его значение с самыми основными музееведческими терминами.

2. Развитие начальных навыков восприятия музейного языка.

3. Формирование чувства истории, чувства времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим.

4. Формирование нравственных ориентиров у воспитанников, чувства гордости за Ростовскую область, за малую родину – город Гуково.

5. Повышение роли музеев в образовании и воспитании подрастающего поколения.

6. Ознакомление с русским народным промыслом Ростовской области, историей их возникновения.

7. Воспитание уважения к людям труда;

8. Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю;

9. Развитие творческого мышления, воображения, фантазии;

10. Повышение профессионального уровня педагогов нашего детского сада через обучающие семинары, взаимопосещения, обмен опытом индивидуальное консультирование. 

Вместе с детьми мы придумали и записали в  журнале «правила поведения в мини – музее»:

1. Не перебивать экскурсовода и задавать свои вопросы только по окончанию экскурсии;

2. Брать в руки отдельные предметы  только с разрешения экскурсовода;

3. Рассмотривать даже мелкие детали;

4. Запомнить как можно больше интересного, чтобы потом рассказать о увиденном своим родным и друзьям, нарисовать интересные рисунки.

В работу по созданию музея включились дети и родители, бабушки и дедушки, они приносили все, что было для них дорого и памятно. Так,  в нашей коллекции появились шахтерские каски, фляжки, первые фонари, «бахмутки», современные канагонки, спасатели, книги, фотографии шахтеров, их медали и ордена за тяжелый труд.

Родители и дети приносили игрушки, которыми они сами играли, сделанные из кости, дерева, меха, керамики, современные игрушки, которые поют, говорят. Мама Лены Усольцевой принесла в наш музей кукол 30 – 40 годов, многие мамы включились в работу по изготовлению тряпичных кукол.

В нашем мини – музее уже успешно прошли мини выставки детской игрушки «Кошки и котята», «Собака лучший друг человека», «Динозавры», «Куклы и лошади», «Золотая хохлома», «Гжель», выставка насекомых, скорпионов, бабочек . Вся информация по работе мини - музея регулярно размещается на сайте Мааам.

 Ребята нашей группы с удовольствием показывают и рассказывают гостям про экспонаты, разрешают их трогать и играть с ними. Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иогана Генриха Пестолоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце, и руки ребенка». Я, как воспитатель, придаю особое значение такой педагогической возможности мини – музея, как максимальное и системное использование принципа наглядности,  а именно демонстрации экспонатов, к которым есть возможность прикоснуться. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а в нашем музее он – соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса, ведь каждый из моих детей пополнял экспозиции своими работами, изготовленными в непосредственно образовательной деятельности.

Наш мини–музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей! Я думаю, если детям разрешить трогать, нюхать, играть, рассматривать настоящую медаль, то воспитанники будут чувствовать себя причастными к процессу, будут интересоваться историей создания экспоната, будут легче усваивать материал.

Музей уже посетили дети средней и подготовительной групп, они с интересом рассматривали все новые и новые музейные экспозиции. Интересно было не только воспитанникам нашего детского сада, но и сотрудникам.

Наш музей - это хранитель подлинных свидетельств прошлого. Я хочу, чтобы он стал для нашей группы и для всего детского сада «Солнышко» незаменим проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами могла бы усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Считаю, что создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально.

Проводя музейную работу, я пришла к выводу, что формирование познавательных интересов посредством ознакомления с окружающим миром, историей, традициями, приносят положительные результаты. Дети становятся более раскованными, раскрепощенными. Они не боятся высказывать вслух свои мысли, суждения, с радостью делятся своими впечатлениями. Ребята становятся более серьезными, ответственно подходят к выполнению поручений. Они стали более внимательными друг к другу, к своим близким. Дети стремятся узнавать много нового и интересного, стали более любознательные. Кроме того, эта работа сплотила детский коллектив, так же сплотила родителей и нас, педагогов.

Все больше убеждаюсь, что эту работу необходимо продолжать. Буду рада, если мой опыт поможет кому-то из моих коллег. Надеюсь на то, что совместными усилиями мы не дадим прервать нить, связующую поколения, она будет крепнуть и развиваться во благо будущего наших детей.

Воспитатель высшей категории Односталко Г. А.

9 февраля 2018 в 18:44

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.