МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Рабочая программа учителя - логопеда Романовой Е. В. в средней группе 2017 – 2018 уч. г.

                        муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №33 «Солнышко»

 

Рассмотрена на гМО  Утверждена:

учителей - логопедов  28.08.2017. заведующий МБДОУ Детского сада №33

«Солнышко»

________________________________   _____________Л. А Морякина.

________________________________ Приказ от «____»____________2016 г. №______

Рабочая  программа

коррекционно – развивающей работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

средней   группы

на 2017 – 2018 уч. г.

Составил:

учитель – логопед

Е.В. Романова

г. Гуково

 

2017 г.

 

 

 

Содержание.

I. Целевой раздел программы

 

1.1. Пояснительная записка ..............…...............................................................................................…………..3

1.2. Список детей средней группы с коллегиальными заключениями ПМПК ……………...5 

1.3 Характеристики, значимые для разработки данной  Программы....………………………………..6

1.5. Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего  дошкольного возраста с ТНР)..............8

II. Содержательный раздел программы

 

2.1. Логопедическая работа по коррекции ТНР. Первая ступень обучения. Младший  дошкольный возраст.

……………………………………………………………………………………………………………………….9

2.3.  Краткий календарно - тематический план фронтальных занятий по развитию речи…………………....12

III. Организационный раздел программы.

3.1. Организация образовательной деятельности.………………….....................................................................14

3.2. Расписание занятий с логопедом………………………………………………………………………..…...15

3.3. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя............................................................16

3.4. Развивающая предметно – пространственная среда…………………………………………………...……18

3.5. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей

 работы логопеда……………………………………………...................................................................................20

Целевой раздел . 

Пояснительная записка. 

«Рабочая программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности по развитию речи с группой детей от3 до 7  лет с ОНР , выявленными в ходе диагностики речевого развития. Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников.

Программа составлена в соответствии с:

· Конституцией Российской Федерации от 25.12.1993 года (в редакции от 30.12.2008 года);

· Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 года (в редакции от 01.09.2012 года);

· Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года;

· Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 года;

· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" № 26 от 15.05.2013 года (в редакции от 04.04.2014 г.).;

· Законом Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» № 26-ЗС от 14.11.2013 года;

· Законом Ростовской области "О социальной поддержке детства в Ростовской области" № 165-ЗС от 22.10.2004 года (в редакции от 25.12.2014 года):

· Конвенция ООН о правах ребенка;

· Декларация прав ребенка;

· Всемирной декларацией  об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

 

Основной базой рабочей программы являются:

· "Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией Л. В. Лопатиной; С-Петербург, ЦДК проф. Баряевой, 2014.;

· Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

 

 «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, моти­вации и способностей детей в различных видах деятельности. «Программа» включает интеграцию в следующие образовательные области, которые в совокупности позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи комплексно и многоаспектно: 

· — социально-коммуникативное развитие;

· — познавательное развитие;

· — речевое развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· — физическое развитие.

 

Цели программы:

· проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного раз­вития, развития инициативы и творческих способностей на осно­ве сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствую­щих возрасту видах деятельности.

· создание системы  комплексной подготовки детей к обучению в школе, предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы,   обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, интеграция в общеобразовательное учреждение.

 

Задачи:

· формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, речевого дыхания, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия);

· практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

· развитие навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

· развитие навыков связной речи;

· развитие просодической стороны речи;

развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления; развитие коммуникативности, успешности в общении; сенсорное развитие.

 

  «Рабочая программа» строится на основе принципов дошкольного обра­зования, изложенных в ФГОС ДО:

— полноценное проживание ребенком дошкольного детства, обогащение  детского развития;

— построение образовательной деятельности на основе инди­видуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ре­бенок проявляет активность в выборе содержания своего образо­вания, становится субъектом образования;

— содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником  образовательных отношений;

— поддержка инициативы детей в различных видах деятель­ности;

— сотрудничество ДОУ с семьями;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

— возрастная адекватность дошкольного образования (соот­ветствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

— учет этнокультурной ситуации развития детей.

ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ "ПРОГРАММЫ".

Средняя  группа сформирована из 12 детей со следующими коллегиальными  заключениями ПМПК.

Ф.И. ребенка

Дата

Адрес

№ протокола

Логопедическое заключение

1.

Белова Арина

02.08.13

Ул. Ботаническая д.17 кв.9

№ 135 от 26.05.17

Парциальная несформированность когнетивного компонента деят-ти

2.

Белова Ксения

02.08.13

Ул. Ботаническая д.17 кв.9

№ 123 от 26.05.17

Парциальная несформированность когнетивного ком-та деят-ти ВПФ

3.

Карпухин Артем

18.12.13

Ул. Советская 51а

№ 138 от 02.06.17.

Неравномерная недостаточность развития ВПФ. Системное НР

4.

Попов Дмитрий

10.06.13.

Ул. Ботаническая д 13 кв.84

№  99 от24.05.17

Задержка развития ВПФ

5.

Плакунов Михаил

19.03.13

Ул.П. Комунны д.34

№ 149 от 08.08.17.

Парциальная несформированность когнетивного ком-та ВПФ

6.

Петров Константин

22.08.13.

Ул. Чкалова 51

№ 154 от 11.08.17.

Задержка развития ВПФ

7.

Ручин Егор

01.04.13.

Ул. Базарная д. 27 кв.3

№ 139  от 01.08.16.

Неравномерная недостаточность развития ВПФ.

8.

Серебрякова Виктория

15.01.13

Ул. Комсомольская 38 кв.7

№ 27  от 23.05.17

Парциальная несформированность когнетивного ком-та  деят-ти ВПФ

9.

Терзи Тимур

25.09.13.

Ул. Ковалева д. 2а

№  7 от 31.04.17

Неравномерная недостаточность развития ВПФ с нарушением поведения,  аллалия

10.

Чупретов Артем

12.07.13.

Ул. Садовая  д.16 кв.4

№ 98  от 23.04.17

Выраженная  недостаточность развития ВПФ , диффузное поврежденное развитие, поведенческие нарушения  недостаточность развития зрительного анализатора

11.

Шелудько Екатерина

11.01.14

Х. Платово пер. Советская д. 4

№  156 от 11.08.17

Дефицитарное развитие(слабовидящий) с  парциальной  несформированностью когнетивного ком-та  деят-ти ВПФ

12.

Шеремет Александр

13.09.13

Ул. Красноармейская д. 138

№ 137 от 02.06.17

Парциальная несформированность когнетивного ком-та деят-ти


Общая характеристика детей

с первым уровнем речевого развития

(по Р. В. Левиной) 

Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи на­ходится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы. В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребитель­ные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Диф­ференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Небольшой словарный запас отражает непосредственно вос­принимаемые детьми предметы и явления.

 Звукоподражание. Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол—ли), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь пред­ставляет собой набор речевых элементов, сходных со словами ( киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки.) Бедность словарного запаса не позволяет точно определить состояние звукопроизношения у та­ких детей. При этом отмечается непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов: дверь — шеф, вефъ, веть. Про­изношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции.

Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных част­ных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы живот­ных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку сто­ла, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность. Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объ­ект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п.

Грамматический строй речи. Названия действий дети часто заменяют названиями пред­метов (открывать — дверь) или наоборот (кровать спать). Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамма­тических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплек­сов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грам­матического оформления с помощью флексий (акой открой).

Пассивный словарь  шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограни­чено.

На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изме­нений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола и т. д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (напри­мер, рамка — марка, деревья — деревня).

  Фразовая речь  почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформ­ления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал.

Слоговая структура слова.  Способность воспроизводить слоговые элементы слова у детей с ТНР ограничена. В их самостоятельной речи преобладают одно­сложные и двусложные образования. В отраженной речи заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух сло­гов: кубики — ку. Лишь некоторые дети используют единичные трех- и четырехсложные слова с достаточно постоянным составом звуков (обычно это слова, часто употребляемые в речи).

Звуковой анализ слова детям с ТНР недоступен. 

Характеристика основных компонентов речи детей  с ОНР II  уровня

(по Р. Е. Левиной)

Понимание речи.

 Обращенную речь понимает. Пояснение слова иногда сопровождается жестом.   Нередко нужное слово заменяется названием сход­ного предмета с добавлением частицы не, смешения значений слов

Грамматический строй речи.

Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3-го лица един­ственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде,  аграмматично изменение имен существительных по числам (две уши). В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов (кончилась чашки), смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (например, мама купил). Дети способны диф­ференцировать формы единственного и множественного числа  существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, особенно с ударными окончаниями. В то же время у них отсутствует понимание форм числа и рода прилага­тельных,

Словарный запас:

Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они могут не согласовываться в пред­ложении с другими словами (вкусная грибы). Путают формы глагола. Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются. Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи детей не употребляется. Союзами и частицами дети пользуются крайне редко.  Способами словообразования дети не владеют.

Фразовая речь.  

У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начина­ют более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи еще очень отчетливо проявляются недостатки.

Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Обнару­живается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. В то же время отмечается более точная дифферен­циация звуковой стороны речи. Дети могут определять правиль­но и неправильно произносимые звуки. Количество неправильно произносимых звуков в детской речи достигает 16—20. Нарушен­ными чаще оказываются звуки [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Р], [Р1], [Т], [Г], [Д], [Д1], [Г], [Г]. Для детей характер­ны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные ар­тикулируются неотчетливо. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений.

Слоговой структуры слов.

Характерно искажением и пропуском звуков допускают перестановки слогов или опускают их совсем,  не могут повторить двусложные слова, со­стоящие из прямых слогов, произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных вызывает затруднение,  происходит упрощение многосложной структуры

Фонематическое восприятие.

Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Планируемые результаты освоения «Программы».

Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с ТНР 

Логопедическая  работа.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же ребенок:

— проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;

— понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.

— использует слова в соответствии с коммуникативной ситуа­цией;

— различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;

— использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;

— пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;

  — составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;

— различает на слух ненарушенные и нарушенные в произ­ношении звуки;

— владеет простыми формами фонематического анализа;

— использует различные виды интонационных конструкций.

-  преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения. 

Содержательный раздел "Программы" 

ПЕРВАЯСТУПЕНЬОБУЧЕНИЯ (Младшийдошкольныйвозраст) 

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯРАБОТА ПОКОРРЕКЦИИТЯЖЕЛЫХНАРУШЕНИЙРЕЧИ

 

Направлениялогопедическойработы напервойступениобучения

На первой ступени обучения основное значение придаете   стимулированию речевой активности детей с ТНР на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в индивидуальной и групповой форме. У детей формируется мотивационный потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения детей в этот период яв­ляется формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей.

На логопедических занятиях в ходе ознакомления с окружающей действительностью детей с ТНР учат понимать названии предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями.

Процесс формирования импрессивной речи детей направлен не только и не столько на пополнение речевого запаса, сколь на дифференциацию понятий, лексических значений слов и грамматических форм. Этому способствует работа по развитию слухового восприятия детей, уточнению произношения простых артикуляции звуков и овладению слоговой структурой слов.

Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет здание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружаю­щими взрослыми и сверстниками. Задача учителя-логопеда — стимулировать, поддерживать, поощрять речевую активность де­тей, их желание общаться с помощью слова.

Логопедические занятия организуются не по типу лексическо-г0 тренинга, а предусматривают развитие предметно-игровой деятельности, в которой у детей возникает желание поделиться результатами своей работы.

На логопедических занятиях дети с ТНР приобретают первич­ные умения и навыки, на основе которых в дальнейшем осущест­вляется развитие коммуникативного аспекта речевой деятель­ности. Основная задача формирования экспрессивной речи детей - обучение ситуативной речи, в процессе которой слова и элементарные фразы могут дополняться жестами.

Сформированные учителем-логопедом речевые умения необ­ходимо систематически уточнять, расширять и закреплять на за­нятиях, проводимых различными специалистами — участниками образовательного процесса, а также в повседневной жизни роди­телями.

Педагогические  ориентиры

— преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чув­ство неуверенности, ожидание неуспеха), формировать устойчи­вый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и со свер­стниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям;

— развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, вни­мания, памяти, мышления;

— развивать интерес к окружающей действительности и по­знавательную активность детей;

— расширять понимание речи детьми;

— развивать потребности в общении и формировать элемен­тарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками;

-  учить детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми);  Формировать элементарные общие речевые умения.

Подготовительныйэтаплогопедической

 работы напервойступениобучения

Основное  содержание

Преодоление речевого и неречевого негативизма. Установле­ние контакта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса ребенка. Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок». Воспитание у ребенка уверенности в своих силах. Формирование его интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

Формирование мыслительных операций.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодей­ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических струк­тур.

Развитие импрессивной речи.

 Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову.

Основнойэтаплогопедическойработы напервойступениобучения

 

Основное  содержание

Формирование общих речевых навыков.

Развитие импрессивной речи.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.

Формирование связной речи.

Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

 

Логопедическаяработа навторойступениобучения

Педагогические  ориентиры:

— Развивать произвольность мыслительной деятельности детей;

— способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности,  формированию навыка самоконтроля; поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия;

— совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;

— обогащать предметный (существительные), предикативные (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи в ономасиологическом (обращается внимание на названия объектов) и семасиологическом (обращается внимание на семантику слова) аспектах;

— формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи;

— расширять возможности участия детей в диалоге, формиро­вать их монологическую речь;

— учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания;

— осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голо­совой функций;

— осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы.

Подготовительный этап логопедической работы на второй ступени обучения

Формирование произвольного слухового и зрительного воспри­ятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представ­лений.

Формирование кинестетической и кинетической основы движе­ний в процессе развития общей, ручной и артикуляторной мотори­ки.

Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, ср» нения, обобщения, классификации.

Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодей­ствия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических струк­тур.

Формирование сенсорно-перспективного уровня восприятия (в ра­боте с детьми с дизартрией).

Основнойэтаплогопедическойработы навторойступениобучения

Нормирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи.

Формирование предметного, предикативного и адъективного сло­варя экспрессивной речи. Расширение словаря экспрессивной речи,

Формирование синтаксической структуры предложения.

Формирование связной речи.

Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.

Краткий календарно - тематический план фронтальных занятий  в средней   группе.

 

Месяц

Неделя

Тема

Лексико-грамматическиекатегории

Связнаяречь

ЗКР

Сентябрь

3

Детский сад

«Мы  средняя группа»

«Сестренка»

 

 

 

 

После нового года

4

Овощи

«Корзинка с овощами»

«Овощи»

Октябрь

1

Фрукты

«В саду»

«В саду»

2

Грибы

«В лесу»

«Грибочек»

3

Осень

«Осенние картинки»

«Осень»

4

Мебель

«Ты откуда стол пришел»

«Мебель»

Ноябрь

1

Деревья

«Где растут деревья?»

«Маша и деревья»

2

Посуда

«Посуда»

«Федорино горе»

3

Игрушки

«Мы с игрушками играем».

«Игрушки»

4

Семья

«Моя семья»

«Семья»

Декабрь

1

Наземный транспорт

«Едем в гости»

«Машинка»

2

Воздушный транспорт

«Полечу на самолете»

«Самолетик»

3

ПДД

« Это оченьважно»

«Что такое хорошо, что такое плохо»

4

Праздник новый год

«В гости к новогодней елке»

«Елка»

Январь

1-2

 

Каникулы

 

3

Зима

«Мы слепили снеговика»

 

«Пирог»

В мире звуков

4

Одежда. Обувь. Головные уборы

«Одежда»

«Одежда»

Слово.Звуковые замки.

5

Книги

« В тридевятом царстве, в тридевятом государстве»

 

«Теремок»

Слова-действия

Февраль

1

Дикие животные и их детеныши

«Кто живет в лесу?»

 

«Лиса и лисята»

Слова-признаки

2

Домашние  животные и их детеныши

«Кто живет у нас дома?»

«Кто сказал мяу»

Путешествие в Красный замок. Звук «а»

3

День защитника  Отечества

«Наша Армия»

 

«Защитники Отечества»

У нас в гостях кукла Уля.  Звук «у»

4

Весна

«Солнце греет, тает снег.»

«Пришла весна»

. Наши гости Ия и Иван. Звук «и»

Март

1

Забота о маме

 

 

«Самая, самая!!!»

«о Маме»

Согласные звуки. Звук «п» «п*»

У нас в гостяхпоросята

Пик, Пак и Пок

2

Цветы

«Я мама подарю цветы»

«Одуванчик»

Звук  т, т*. В гостях у медвежонка Топа

3

Птицы

«Кто летает высоко?»

 

«Воробей»

Едем в отпуск к бабушке Оле… Звук «о»

4

Насекомые

«Зверюшки-малютки»

«Муровейчик»

Три поросенка. Звук «н и н*»

Апрель

1

Профессии

«Когда я выросту, я стану…»

«Профессии»

Три медведя. Звук «м» «м*»

4

Мой город

«Что нужно домику?»

«Мой дом»

Звуки б, б* . Клоуны Бим и Бом

 

5

Комнатные растения

«На подоконнике»

«Комнатные растения»

Звуки д, д*. Наши друзья — Домовой и Домовенок

Май

1

День полбеды

«Мы помним и гордимся»

«День победы»

Звук «к» «к*»

2

Ягоды

«В лесу»

«Ягоды»

Лесная школа. Гласные звуки.



 
Организационный раздел "Программы"

Организация образовательной деятельности.

Структура образовательного процесса в группах для детей с ТНР в течение дня состоит из трех блоков:

1.  Первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) вклю­чает:

— совместную деятельность воспитателя с детьми;

— свободную самостоятельную деятельность детей.

2. Второй блок (продолжительность с 9.00 до 11.00 часов) пред­ставляет собой непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития детей, которая организуется в форме игровых занятий.

3.  Третий блок (продолжительность с 15.30 до 19.00 часов):

— коррекционная, развивающая деятельность детей со взрос­лыми, осуществляющими образовательный процесс;

— самостоятельная деятельность детей и их совместная дея­тельность с воспитателем.

 Образовательная деятельность с детьми по «Программе» рас­считана на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 30 мая. Пять недель в году (две в начале сентября и две в конце мая) отводятся на диагностику уровня речевого развития. В летний период непосредственная образовательная деятель­ность не проводится.

Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 33 темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость.

В средней группе проводятся фронтальные занятия 3-х видов  3 раза в неделю ( вторник, среда, пятница):

развитию звуковой культуры речи; по формированию лексико-грамматических средств языка; развитию связной речи.

Длительность фронтальных занятий: 20 минут.

Индивидуальные занятия  направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников.  Направления коррекционной работы отражены в индивидуальных планах. Длительность индивидуальных занятий: 10-20 минут. 

Расписание занятий с логопедом в  средней  группе. 

ПОНЕДЕЛЬНИК 

9.35. – 9. 55.   Кружок логоритмики «Веселые ребята»

9. 30. – 11. 30.  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОРШЕНИЯ И ВПФ 

ВТОРНИК 

9.00. – 9. 20.  ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

9. 40. – 12. 00.  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОРШЕНИЯ И ВПФ 

СРЕДА 

9.00. – 9. 20.  ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

9. 40. – 12. 00.  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОРШЕНИЯ И ВПФ 

ЧЕТВЕРГ

15.00 – 17.00  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОРШЕНИЯ И ВПФ 

ПЯТНИЦА

9.00. – 9. 20.  ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

9. 00. – 12. 00.  ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОРШЕНИЯ И ВПФ

Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя

Реализация основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР осуществляется во взаимодействии воспитателя и логопеда, обеспечивающих единство требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса, преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

  1. Формирование правильного произношения.
  2. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

3. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

  1. Развитие навыка связной речи. Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания реч. материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятель

10 октября 2017 в 18:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.