МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково
|
Рабочая программа учителя - логопеда Романовой Е. В. в средней группе 2017 – 2018 уч. г.муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №33 «Солнышко»
Рассмотрена на гМО Утверждена: учителей - логопедов 28.08.2017. заведующий МБДОУ Детского сада №33 «Солнышко» ________________________________ _____________Л. А Морякина. ________________________________ Приказ от «____»____________2016 г. №______ Рабочая программа коррекционно – развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья средней группы на 2017 – 2018 уч. г. Составил: учитель – логопед Е.В. Романова г. Гуково
2017 г.
Содержание. I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка ..............…...............................................................................................…………..3 1.2. Список детей средней группы с коллегиальными заключениями ПМПК ……………...5 1.3 Характеристики, значимые для разработки данной Программы....………………………………..6 1.5. Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с ТНР)..............8 II. Содержательный раздел программы
2.1. Логопедическая работа по коррекции ТНР. Первая ступень обучения. Младший дошкольный возраст. ……………………………………………………………………………………………………………………….9 2.3. Краткий календарно - тематический план фронтальных занятий по развитию речи…………………....12 III. Организационный раздел программы. 3.1. Организация образовательной деятельности.………………….....................................................................14 3.2. Расписание занятий с логопедом………………………………………………………………………..…...15 3.3. Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя............................................................16 3.4. Развивающая предметно – пространственная среда…………………………………………………...……18 3.5. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда……………………………………………...................................................................................20 Целевой раздел . Пояснительная записка. «Рабочая программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности по развитию речи с группой детей от3 до 7 лет с ОНР , выявленными в ходе диагностики речевого развития. Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников. Программа составлена в соответствии с: · Конституцией Российской Федерации от 25.12.1993 года (в редакции от 30.12.2008 года); · Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 года (в редакции от 01.09.2012 года); · Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года; · Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17.10.2013 года; · Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" № 26 от 15.05.2013 года (в редакции от 04.04.2014 г.).; · Законом Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» № 26-ЗС от 14.11.2013 года; · Законом Ростовской области "О социальной поддержке детства в Ростовской области" № 165-ЗС от 22.10.2004 года (в редакции от 25.12.2014 года): · Конвенция ООН о правах ребенка; · Декларация прав ребенка; · Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Основной базой рабочей программы являются: · "Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под редакцией Л. В. Лопатиной; С-Петербург, ЦДК проф. Баряевой, 2014.; · Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.
«Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. «Программа» включает интеграцию в следующие образовательные области, которые в совокупности позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи комплексно и многоаспектно: · — социально-коммуникативное развитие; · — познавательное развитие; · — речевое развитие; · — художественно-эстетическое развитие; · — физическое развитие.
Цели программы: · проектирование модели коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. · создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе, предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников, интеграция в общеобразовательное учреждение.
Задачи: · формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, речевого дыхания, звукопроизношения, слоговой структуры слова и фонематического восприятия); · практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; · развитие навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; · развитие навыков связной речи; · развитие просодической стороны речи; развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления; развитие коммуникативности, успешности в общении; сенсорное развитие.
«Рабочая программа» строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО: — полноценное проживание ребенком дошкольного детства, обогащение детского развития; — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; — содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; — поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; — сотрудничество ДОУ с семьями; — приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; — формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; — возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); — учет этнокультурной ситуации развития детей. ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ "ПРОГРАММЫ". Средняя группа сформирована из 12 детей со следующими коллегиальными заключениями ПМПК.
с первым уровнем речевого развития (по Р. В. Левиной) Активный словарь детей с тяжелыми нарушениями речи находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы. В речи детей могут встречаться отдельные общеупотребительные слова, но они недостаточно сформированы по структуре и звуковому составу, употребляются в неточных значениях. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые детьми предметы и явления. Звукоподражание. Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол—ли), часто сопровождаются жестами. Лепетная речь представляет собой набор речевых элементов, сходных со словами ( киска — тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей — ки.) Бедность словарного запаса не позволяет точно определить состояние звукопроизношения у таких детей. При этом отмечается непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов: дверь — шеф, вефъ, веть. Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции. Дети с тяжелыми нарушениями речи объединяют предметы под одним названием, ориентируясь на сходство отдельных частных признаков. Например, слово лапа обозначает лапы животных, ноги человека, колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово лед обозначает зеркало, оконное стекло, полированную крышку стола, то есть все, что имеет гладкую блестящую поверхность. Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например, паук — жук, таракан, пчела, оса и т. п. Грамматический строй речи. Названия действий дети часто заменяют названиями предметов (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать). Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой — открой). Пассивный словарь шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не учитываются. Для них характерно непонимание значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола и т. д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У них отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня). Фразовая речь почти полностью отсутствует. Лишь иногда наблюдаются попытки оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал. Слоговая структура слова. Способность воспроизводить слоговые элементы слова у детей с ТНР ограничена. В их самостоятельной речи преобладают односложные и двусложные образования. В отраженной речи заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов: кубики — ку. Лишь некоторые дети используют единичные трех- и четырехсложные слова с достаточно постоянным составом звуков (обычно это слова, часто употребляемые в речи). Звуковой анализ слова детям с ТНР недоступен. Характеристика основных компонентов речи детей с ОНР II уровня (по Р. Е. Левиной) Понимание речи. Обращенную речь понимает. Пояснение слова иногда сопровождается жестом. Нередко нужное слово заменяется названием сходного предмета с добавлением частицы не, смешения значений слов Грамматический строй речи. Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве или в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде, аграмматично изменение имен существительных по числам (две уши). В речи детей встречаются взаимозамены единственного и множественного числа глаголов (кончилась чашки), смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (например, мама купил). Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, мужского и женского рода глаголов прошедшего времени, особенно с ударными окончаниями. В то же время у них отсутствует понимание форм числа и рода прилагательных, Словарный запас: Прилагательные используются детьми значительно реже, чем существительные и глаголы, они могут не согласовываться в предложении с другими словами (вкусная грибы). Путают формы глагола. Предлоги в речи детей встречаются редко, часто заменяются или опускаются. Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи детей не употребляется. Союзами и частицами дети пользуются крайне редко. Способами словообразования дети не владеют. Фразовая речь. У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинают более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако в их речи еще очень отчетливо проявляются недостатки. Звукопроизношение у детей значительно нарушено. Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. В то же время отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Дети могут определять правильно и неправильно произносимые звуки. Количество неправильно произносимых звуков в детской речи достигает 16—20. Нарушенными чаще оказываются звуки [С], [С], [3], [3'], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Р], [Р1], [Т], [Г], [Д], [Д1], [Г], [Г]. Для детей характерны замены твердых согласных мягкими и наоборот. Гласные артикулируются неотчетливо. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений. Слоговой структуры слов. Характерно искажением и пропуском звуков допускают перестановки слогов или опускают их совсем, не могут повторить двусложные слова, состоящие из прямых слогов, произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных вызывает затруднение, происходит упрощение многосложной структуры Фонематическое восприятие. Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется. Планируемые результаты освоения «Программы». Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного возраста с ТНР Логопедическая работа. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же ребенок: — проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели; — понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств. — использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией; — различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи; — использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами; — пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ; — составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта; — различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки; — владеет простыми формами фонематического анализа; — использует различные виды интонационных конструкций. - преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения. Содержательный раздел "Программы" ПЕРВАЯСТУПЕНЬОБУЧЕНИЯ (Младшийдошкольныйвозраст) ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯРАБОТА ПОКОРРЕКЦИИТЯЖЕЛЫХНАРУШЕНИЙРЕЧИ
Направлениялогопедическойработы напервойступениобучения На первой ступени обучения основное значение придаете стимулированию речевой активности детей с ТНР на специальных логопедических занятиях, которые проводятся в индивидуальной и групповой форме. У детей формируется мотивационный потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление. Одной из важных задач обучения детей в этот период является формирование вербализованных представлений об окружающем мире, дифференцированного восприятия предметов и явлений, элементарных обобщений в сфере предметного мира. Различение, уточнение и обобщение предметных понятий становится базой для развития активной речи детей. На логопедических занятиях в ходе ознакомления с окружающей действительностью детей с ТНР учат понимать названии предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни, выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями. Процесс формирования импрессивной речи детей направлен не только и не столько на пополнение речевого запаса, сколь на дифференциацию понятий, лексических значений слов и грамматических форм. Этому способствует работа по развитию слухового восприятия детей, уточнению произношения простых артикуляции звуков и овладению слоговой структурой слов. Большое значение для коррекции речевых нарушений имеет здание речевой среды, обеспечивающей развитие способности детей взаимодействовать, активно вступать в контакт с окружающими взрослыми и сверстниками. Задача учителя-логопеда — стимулировать, поддерживать, поощрять речевую активность детей, их желание общаться с помощью слова. Логопедические занятия организуются не по типу лексическо-г0 тренинга, а предусматривают развитие предметно-игровой деятельности, в которой у детей возникает желание поделиться результатами своей работы. На логопедических занятиях дети с ТНР приобретают первичные умения и навыки, на основе которых в дальнейшем осуществляется развитие коммуникативного аспекта речевой деятельности. Основная задача формирования экспрессивной речи детей - обучение ситуативной речи, в процессе которой слова и элементарные фразы могут дополняться жестами. Сформированные учителем-логопедом речевые умения необходимо систематически уточнять, расширять и закреплять на занятиях, проводимых различными специалистами — участниками образовательного процесса, а также в повседневной жизни родителями. Педагогические ориентиры — преодолевать речевой и неречевой негативизм у детей (чувство неуверенности, ожидание неуспеха), формировать устойчивый эмоциональный контакт с учителем-логопедом и со сверстниками, развивать положительные эмоциональные отношения детей к занятиям; — развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления; — развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность детей; — расширять понимание речи детьми; — развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать детей взаимодействию с окружающими взрослыми и сверстниками; - учить детей отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий детьми); Формировать элементарные общие речевые умения. Подготовительныйэтаплогопедической работы напервойступениобучения Основное содержание Преодоление речевого и неречевого негативизма. Установление контакта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса ребенка. Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок». Воспитание у ребенка уверенности в своих силах. Формирование его интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре. Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти. Формирование мыслительных операций. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Развитие импрессивной речи. Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову. Основнойэтаплогопедическойработы напервойступениобучения
Основное содержание Формирование общих речевых навыков. Развитие импрессивной речи. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Формирование связной речи. Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Логопедическаяработа навторойступениобучения Педагогические ориентиры: — Развивать произвольность мыслительной деятельности детей; — способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности, формированию навыка самоконтроля; поддерживать положительное эмоциональное состояние детей в течение всего занятия; — совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики; — обогащать предметный (существительные), предикативные (глаголы) и адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи в ономасиологическом (обращается внимание на названия объектов) и семасиологическом (обращается внимание на семантику слова) аспектах; — формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в импрессивной и экспрессивной речи; — расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их монологическую речь; — учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания; — осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций; — осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать фонематические процессы. Подготовительный этап логопедической работы на второй ступени обучения Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, ср» нения, обобщения, классификации. Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Формирование сенсорно-перспективного уровня восприятия (в работе с детьми с дизартрией). Основнойэтаплогопедическойработы навторойступениобучения Нормирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи. Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи. Расширение словаря экспрессивной речи, Формирование синтаксической структуры предложения. Формирование связной речи. Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций. Краткий календарно - тематический план фронтальных занятий в средней группе.
Организация образовательной деятельности. Структура образовательного процесса в группах для детей с ТНР в течение дня состоит из трех блоков: 1. Первый блок (продолжительность с 7.00 до 9.00 часов) включает: — совместную деятельность воспитателя с детьми; — свободную самостоятельную деятельность детей. 2. Второй блок (продолжительность с 9.00 до 11.00 часов) представляет собой непосредственно образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков речевого развития детей, которая организуется в форме игровых занятий. 3. Третий блок (продолжительность с 15.30 до 19.00 часов): — коррекционная, развивающая деятельность детей со взрослыми, осуществляющими образовательный процесс; — самостоятельная деятельность детей и их совместная деятельность с воспитателем. Образовательная деятельность с детьми по «Программе» рассчитана на пятидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 30 мая. Пять недель в году (две в начале сентября и две в конце мая) отводятся на диагностику уровня речевого развития. В летний период непосредственная образовательная деятельность не проводится. Для обеспечения разностороннего развития детей с ОНР, в содержание обучения и воспитания введено 33 темы. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. В средней группе проводятся фронтальные занятия 3-х видов 3 раза в неделю ( вторник, среда, пятница): развитию звуковой культуры речи; по формированию лексико-грамматических средств языка; развитию связной речи.Длительность фронтальных занятий: 20 минут. Индивидуальные занятия направлены на осуществлении коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников. Направления коррекционной работы отражены в индивидуальных планах. Длительность индивидуальных занятий: 10-20 минут. Расписание занятий с логопедом в средней группе. ПОНЕДЕЛЬНИК 9.35. – 9. 55. Кружок логоритмики «Веселые ребята» 9. 30. – 11. 30. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОРШЕНИЯ И ВПФ ВТОРНИК 9.00. – 9. 20. ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 9. 40. – 12. 00. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОРШЕНИЯ И ВПФ СРЕДА 9.00. – 9. 20. ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 9. 40. – 12. 00. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОРШЕНИЯ И ВПФ ЧЕТВЕРГ 15.00 – 17.00 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОРШЕНИЯ И ВПФ ПЯТНИЦА 9.00. – 9. 20. ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ 9. 00. – 12. 00. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОРШЕНИЯ И ВПФ Преемственность в планировании занятий логопеда и воспитателя Реализация основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР осуществляется во взаимодействии воспитателя и логопеда, обеспечивающих единство требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса, преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
3. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
10 октября 2017 в 18:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.