МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Системный подход в использовании игровых приёмов, направленных на развитие фонематического слуха дошкольников.

Фонематическим восприятиемили фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития: ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи. К концу первого года жизни (по данным Н. Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).  Уже к концу второго года жизни  ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением.  

 

Несовершенное фонематическое восприятие с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала. Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения:

1) узнавания звука на фоне слова;

2) выделения первого и последнего звука в слове;

3) определения последовательности, качества и количества звуков в слове;

4) определения места звука в слове по отношению к другим звукам.

Признаками нарушения фонематического слуха являются:

 - нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков);

- нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов);

- нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв.

 При нарушении фонематического восприятия затрудняется формирование процесса чтения и письма. При  чтении для детей с ФФН наиболее типичны следующие ошибки:

- трудности слияния звуков в слоги и слова;

- взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих)

- побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А);

- искажение слоговой структуры слов;

- слишком медленный темп чтения;

- нарушения понимания прочитанного.

К числу типичных недостатков письма у таких детей относятся:

- замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам;

- пропуски гласных;

- пропуски согласных в их стечении;

- слияние слов на письме;

- раздельное написание частей одного слова;

- пропуски, наращения или перестановки слогов;

- орфографические ошибки на грамматические правила, например, на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Ребёнок не слышит ударный гласный, поэтому затрудняется в определении безударного гласного, а, следовательно, и в правильном подборе проверочного слова.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

 Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

- обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи;

- формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза;

- развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

 I этап – узнавание неречевых звуков;

 II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

 III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;

 IV этап – дифференциация слогов;

 V этап – дифференциация фонем;

 VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Известно, что  отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому Р.Е. Левиной был, выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста. При работе над развитием фонематического слуха следует использовать также принцип постепенности и игровые приёмы для лучшего усвоения детьми заданий.

Рекомендуемые игры помогут ребенку освоить звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.

1.  Узнавания неречевых звуков.

Упражнения и игры на развитие слухового внимания:

 «Различение неречевых звуков»

(громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые}– неприятные (злые, грубые)).

“Какие звуки нарушают тишину?”,

“Кто услышит больше звуков?”,

“Назови звуки групповой комнаты”,

“Назови звуки улицы”,

“Вспомни звуки леса, луга, болота”,

“Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”,

“Жмурки с колокольчиком”,

“Ладушки”,

“Морзянка”,

“Чей голос?”,

“Солнце или дождик”,

“Угадай по звуку, что делать?”,

Звучание музыкальных инструментов.

Песенки насекомых.

Голоса животных, птиц.

Звуки транспорта.

Звуки рабочих инструментов.

2.  Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

«Кто сказал «Ау?» («Кто я?», «Найди меня!» и т. п.) (определение человека по тембру).

 

«Слушай звуки» (определение высоких и низких звуков, тихих и громких с выполнением двигательных заданий).

3. Различение слов, близких по своему звуковому составу.

«Покажи картинку»

Ребёнку предлагается показать картинки, близкие по звучанию: почка – дочка; рак – лак; кочка – мочка; коса – коза; корка – горка; шар – жар; замок – сапог; лис – рис и т. п.

 

«Найди пару»

Ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.

 

«Подскажи словечко»

Цель:  развивать слуховое внимание, умение подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу;  закреплять навык правильного произношения звуков, слов.

Взрослый предлагает ребенку послушать интересные загадки, в которых отсутствует последнее слово-отгадка.

Верещунья-белобока,

А зовут ее ... (сорока) (В.Кремнев)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую ... (лису) (С.Маршак)

Эй, не стойте слишком близко, -

Я тигренок, а не ... (киска) (С.Маршак)

Где обедал воробей?

В зоопарке у ... (зверей) (С.Маршак)

Зайка громко барабанит,

Он серьезным делом ... (занят).

Каждый тут в лесу талант –

И певец, и ... (музыкант) (И. Токмакова)

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать ... (цветок) (С.Маршак)

Не хотел котенок мыться –

Убежал он из ... (корытца) (С.Маршак)

Голосок твой так хорош –

Очень сладко ты ... (поешь) (С.Маршак)

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по ... (животикам) (К.Чуковский)

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе ... (живот) (И. Замбаева)

Лейся, дождь веселый, -

Мы с тобою дружим.

Хорошо нам бегать

Босиком по ... (лужам) (Р. Рашидов)

Поскорее наливай

Мне в стакан горячий ... (чай).

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться в ... (речке) (3. Александрова)

Наша Таня громко плачет!

Уронила в речку... (мячик)

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке ... (мяч) (А. Барто)

Рыщет волк в густом лесу,

Ищет кумушку... (лису) (С.Маршак)

В реке большая драка –

Поссорились два ... (рака) (Р. Сеф)

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под ... (крылом) (Т. Волжина)

4.  Дифференциация слогов.

«Повтори слоги»

Повтор слогов с похожими согласными звуками: ба – па; ва – фа; га – кА; да – та; за – СА; жа – ша.

 

“Построй пирамиду”

Определение количества звуков и слогов в словах.

«Цветочный  магазин»

 Если сумеешь определить количество слогов в  названии цветка, можно его купить.

 

“Отбей мячом слово по слогам”

 

5.  Дифференциация фонем.

«Повтори звуки»

Повтор схожих звуков: б – п; в – ф; г – к; д – т; з – с; ж – ш.

«Как их зовут?»

 Составление имени девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.

«Звенит-жужжит»,  «Свистит – шипит», «Рычит – гудит».

Определение схожих звуков с показом картинок или двигательными заданиями: если  звенит: «ЗЗЗЗ» - показать комара; жужжит «ЖЖЖ» – жука; свистит «ССС» – ветер; шипит «ШШШ» – змею; рычит «РРР» – тигра; гудит «ЛЛЛ» – пароход и т. д.

 

«Звуковой город»

Определение места жительства звуков (гласные – в красном домике, согласные твёрды – в синем, согласны мягкие – в зелёном).

6.  Развитие навыков элементарного звукового анализа.

«Найди картинки с заданным звуком»

Ребёнку предлагается отобрать картинки с заданным звуком в нале слова, конце, середине.

 

 «Какой звук пропал в слове?»

Определить, где  пропущен звук - в начале, середине или конце слова.

«Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама ...осы (косы).

«Подарили нам игрушки:

Целый день стреляют ... ушки (пушки)».

«Землю роет старый к... от (крот),

Под землею он живет».

«В зоопарке живет с... он (слон),

Словно дом огромный он».

«Маша кукле шар... (шарф) вязала,

Ей Наташа помогала».

«Серый вол... (волк) голодный, злой

Бродит по лесу зимой».

«Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла... пу (лампу)».

«Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к...описи (крошки)».

«Друг приехал из Полтавы,

Он привез письмо от ...лавы (Славы, Клавы)».

«На арену вышли ...игры (тигры),

Мы от страха все притихли».

 «Слушай, думай, отвечай -  с нужного звука  начинай»

Цель игры:  развитие фонематического слуха и восприятия; активизации высших психических функций (внимания, памяти, мышления); развитие слухового внимания,  умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции; активизация  и расширение словаря  детей.

Оборудование: предметные картинки, карточки с вопросами.

1. Слушай, думай, отвечай,

Со звука  А начинай.

· Крупная перелетная птица с длинным клювом (аист).

· Пассажирский транспорт (автобус).

· Мужское имя (Антон).

· Доктор, который лечил зверей (Айболит).

· Фрукты   (ананас, апельсин, абрикос).

· Садовые цветы (астры).

· Женское имя (Анна, Алла).

· Этот плод едва обнимешь, если слаб, то не поднимешь.

На куски его порежь, мякоть красную поешь (арбуз).

2. Слушай, думай, отвечай,

Со звука  У начинай.

· Домашняя и перелетная птица (утка).

· То назад, то вперёд

Ходит бродит пароход.

Остановишь - горе!

Продырявит море! (Утюг).

· Часть суток (утро).

· Женское имя (Ульяна).

· Место, где гуляют взрослые и дети (улица).

· Теремок, гляди, ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Хозяюшка рогатая (улитка).

3. Слушай, думай, отвечай,

Со звука О начинай.

· Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок,

Собрались овечки у небесной речки (облака).

· Время года (осень).

· Упрямое домашнее животное (осел).

· Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо (оса)

4. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков М-Мь начинай.

· Мною умываются, слёзы появляются (мыло).

· Дикий зверь., спящий зимой  (медведь).

· Овощ, у которого едят корень. (морковь).

· Инструмент, которым забивают гвозди ( молоток).

· Сильный холод зимой (мороз).

· Напиток из ягод (морс).

· Кукла одна в другой (матрёшка).

· Маленькое, серое  животное с длинным хвостом (мышка).

· Стол, стул, шкаф – это … (мебель).

· Помещение, где продают и покупают товар (магазин).

· Транспорт (машина).

· Мера времени (минута).

· Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых (молоко).

· Переход через реку (мост).

· Насекомые – санитары леса (муравьи).

· Мужское имя (Михаил, Максим).

· Снежная буря (метель).

· Его едят и зимой, и летом.

Любят и взрослые, и дети (мороженое).

· Женское имя  (Маша, Марина).

5. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков П-Пь начинай.

·  Он нужен каждому ученику (пенал, портфель).

· Говорящая птица (попугай).

· Тарелка, сковорода, чашка – это (посуда).

· Овощ на грядке (помидор).

· Мужское имя (Павел).

· Детеныш свиньи (поросенок).

· Первый день недели (понедельник)

· Оценку, которую любят ученики (пять)

· Последний рабочий день недели (пятница).

6. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков Т-Ть начинай.

· Домашняя обувь (тапочки).

· Он поможет поговорить на расстоянии (телефон).

· Ящик, в котором показывают кино (телевизор).

· Дерево, с которого облетает пух (тополь).

· Женское имя (Таня, Тоня).

· За треской и за селедкой,

Может плавать очень ловко,

И ныряет целый день,

Этот северный … (тюлень).

· Цифра (три).

· Мужское имя (Толя, Тима).

·  Детеныш коровы (теленок).

· По небу плывут, дождик несут (тучи).

7.  Слушай, думай, отвечай,

Со звуков С-Сь начинай.

· Домашнее животное (свинья).

· Игра со  снегом (снежки).

· Шестой день недели (суббота).

· Часть слова (слог).

· Вежливое слово (спасибо).

· Обувь для дождливой погоды  (сапоги).

· Мастер по дереву (столяр).

· Дерево  с длинными иголками  (сосна).

· Зимующие птицы (сорока, синица, снегирь).

· Ночная птица (сова).

· Число больше шести, но меньше восьми ( семь).

· Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все ... (солнце).

8. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков К-Кь начинай.

· Домашние животные (корова, коза, кошка).

· Детёныш кошки (котенок).

· Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где носом пройдет -

Там заметку кладет (карандаш).

· Овощ (картофель).

· Садовая ягода (клубника).

· Напиток из сухофруктов (компот).

· Детеныш козы (козленок).

· В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу ни поплыл -

Всех проглотит ... (крокодил).

9. Слушай, думай, отвечай,

Со звуков Г-Гь начинай.

· Фрукты  (груша, гранат).

· Опята, маслята, грузди – это (грибы).

· Птичий домик (гнездо).

· Дикая и домашняя птица (голубь, гусь)

· Перелётная птица (грач).

                                                                     Логопед высшей категории Трифонова О. Н.

10 октября 2013 в 10:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.