МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково
|
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениямиОдним из немаловажных аспектов развития речи дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, которое надо начинать с самого раннего возраста. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Классической стала фраза русского физиолога И.М. Сеченова о том, что рука человека есть дополнительный орган головного мозга, вынесенный на периферию. И. Кант писал, что «рука является вышедшим наружу головным мозгом». Центры моторики языка в коре головного мозга расположены рядом с центром движения, а значит, активизируя область предплечий и кистей ребенка, можно активизировать деятельность моторных центров и таким образом, создавать предпосылки для эффективного речевого развития. Что же способствует развитию мелкой моторики рук? Прежде всего, развитие навыков самообслуживания: умение одеваться и раздеваться, пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки, не проливая, и т.п. Во-вторых, это специальные игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики: - специальная пальчиковая гимнастика, когда дети руками изображают животных, растительный мир. Очень полезно использовать упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью, с использованием народных потешек; - разнообразить игру «Здравствуй, пальчик» можно используя перчатку с пришитыми липучками, при этом, чтобы рассоединить пальцы нужно приложить усилия, что еще более укрепляет мелкие мышцы рук; - забавляют детей игры с предметами: наматывание нитки на катушку, изготовление бус; - игры с макаронами разной формы, фасолинами, пуговицами, другими мелкими предметами, которые можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке, раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно. - очень полезны игрушки со шнуровкой; - нужно предоставить ребенку возможность манипуляции со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробки, банки, флаконы и бутылки (из пластика или картона), кусочки тканей, палочки, камушки и многое другое; - выкладывание фигурок из счетных палочек, мелких камешков, косточек от вишен, абрикосов и др.; - для развития рук малыша хорошо подходит манипуляция разными кнопками и выключателями. - следует использовать для игр сыпучие материалы. В летнее время пусть ребенок больше играет в песочнице: учится насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера. Просеивать через ситечко. В зимнее время следует сделать импровизированную песочницу в помещении. Для этого можно использовать любую крупу, причем лучше каждый раз разную. Ее тоже можно пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать руками или ложкой, просыпать сквозь сито. Не менее полезен массаж пальцев. С этой целью можно использовать в качестве предметов – массажеров бигуди – «липучки», небольшие мячики с шипами, зубные щетки, прищепки для белья. Немаловажную роль в развитии мелких мышц рук играет продуктивная деятельность: это разные виды рисования, лепка, апликация, конструирование. И не важно, что ваш малыш еще не умеет рисовать животных или людей. Дайте ему ватную палочку и пусть он рисует ею точки – снежинки, дождинки, пушистого цыпленка. Обязательно дома должен быть пластилин, лучше, если это будет восковой, он более мягкий и податливый. Желательно приобрести для лепки глину. С большим удовольствием ребята лепят из соленого теста. Создайте дома условия для занятий аппликацией. Дети 3-4-го года жизни могут приклеивать готовые фигурки, а начиная с 5-го года жизни нужно учить детей пользоваться ножницами. Более старших детей полезно обучать таким видам искусства как оригами, для развития интеллектуальных способностей и бисероплетение. Театрально – игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей. Особое значение имеет кукольный театр, который развивает не только детскую фантазию, но и мелкую моторику. Сшейте или свяжите для пальчикового театра фигурки персонажей и обыграйте сценки. В таких башмачках пальчики могут топать по дорожке (как угодно далеко и в какие угодно сказочные страны, под музыку – грустную или веселую, задумчивую или страшную), танцевать в разном ритме и темпе, пересчитывать ступеньки игрушечной лесенки или просто шаги, двигаться великанским или карликовым шагом. А если взрослый подключится к игре ребенка, то можно будет разыгрывать диалоги между путешественниками на пальчиковых ножках. Если вы, уважаемые родители, примите к сведению мои советы и рекомендации, будете стараться следовать им и дома, то мы вместе, общими усилиями сможем развить речь малышей, сделать ее правильной, яркой, образной. И это будет способствовать в дальнейшем успешному обучению детей в школе. Логопед 2 категории Долгова О. А. 10 октября 2013 в 10:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.