МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога Клеценко Л. В. 2017 - 2018 уч. г.

 

 

   

Утверждена:

Заведующий МБДОУ Детским садом

№ 33«Солнышко»

_____________________

Л.А. Морякина

Приказ от «_»  ___2017г №  __

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


 педагога-психолога
     

Составил: педагог-психолог МБДОУ

МБДОУ Детского  сада  №33

                                                                                                 «Солнышко»

Клеценко   

Лариса Валентиновна

г.Гуково 2017 год

    Аннотация к рабочей программепедагога-психолога.

   Рабочая программа определяет содержание иструктуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика,психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ вработе с детьми от 4 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.

 Рабочая программа включает в себя организациюпсихологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям –физическому, социально-личностному, познавательно-речевому ихудожественно-эстетическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающихи обучающих целей и задач процесса образования. 

Учитываяспецифику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительноеместо уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию икоррекции нарушений развития детей.         Содержание рабочей программы реализуется сучетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.

Цельпрограммы: определение основных направлений психологического сопровожденияреализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формированияцелевых ориентиров. В том числе общей культуры, развитие физических,интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлениемпознавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности,обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детейдошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Даннаяцель конкретизируется в следующих задачах:

-предупреждать возникновение проблем развития ребенка; 

-оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.

 - повышать психолого-педагогическуюкомпетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников ипедагогов; 

-обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализацииобразовательных программ и развития ДОУ в целом.

   Таким образом, решение программных задачосуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельнойдеятельности детей не только в рамках непосредственно образовательнойдеятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии соспецификой дошкольного образования.

   Содержание рабочей программы включаетсовокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннееразвитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основнымнаправлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому ихудожественно-эстетическому.

 Разработка Программы регламентирована исоответствует    нормативно-правовымдокументам: Законы   РФ

•Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации» Документы Министерства образования и науки РФ

•Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования»

•Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утвержденииПорядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам дошкольного образования»

•Положение о службе практической психологии в системе Министерства образованияРоссийской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.

 • Методическое письмом Министерстваобразования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16

 • Письмо Минобразования России от 22.01.98№20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учрежденийобразования»; Документы Федеральных служб

 • постановление Главного санитарного врача РФот 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольныхорганизациях»  Локальные документы

 • Устав муниципального бюджетного дошкольногообразовательного учреждения Детского сада №33 «Солнышко»

   Рабочая программа педагога-психологаразработана на основе  Адаптированнойосновной образовательной программы МБДОУ Детского сада №33 «Солнышко»

Введение

Закон«Об образовании в РФ» повысил статус дошкольной  образовательнойступени,   определив ее как  самостоятельный уровень  российского образования.  Внедрение федеральных государственныхобразовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовало серьезногопереосмысления деятельности всех субъектов образовательного процесса.   Одним из значимых векторов развитияобразовательных систем является психологизация образовательного процесса -систематическое применение психологических знаний, технологий, методов иприемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целяхуспешной модернизации национальной системы образования. Это, в свою очередь,требует консолидации экспертно-профессионального сообщества, предполагаетповышение уровня психологической компетентности всех взрослых,взаимодействующих с ребёнком.

   Деятельность педагога-психолога в этих условиях предполагает не тольконепосредственную работу с детьми и их родителями, но и осмыслениепсихологической сути предстоящих изменений, оказание помощи педагогам привнедрении стандартов нового поколения, участие в экспертизе и проектированииобразовательной среды, разработке программы, максимально способствующейдостижению целевых ориентиров дошкольного детства. Обогащается, видоизменяетсяпо конкретные  задачи просветительская,диагностическая, развивающая, коррекционная и профилактическая деятельностьпсихолога.

   Согласно ФГОС ДО, основнаяобразовательная  Программа  дошкольного образования  направлена на создание условий развития ребенка,открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития,развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества совзрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.Выделение среди ключевых ценностей современного образования ориентации наразвитие личности, ее самоопределение, активную жизненную и гражданскуюпозицию, высокую нравственность, позитивное отношение к себе и другим задаетсистему требований к личностной зрелости и уровню профессионализмаспециалистов, способных и готовых работать в новых социально-экономическихусловиях.

ФГОСдошкольного образования  является, посвоей сути,  стандартом требований иусловий, так как именно в дошкольном возрасте принципиально важно создание благоприятной социальной ситуации развитиякаждого ребенка. Отдельным разделом в стандарте выделены  требования к психолого-педагогическимусловиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:

1)уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержкаих положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях испособностях;

2)использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость какискусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3)построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых сдетьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающегосоциальную ситуацию его развития;

4)поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг кдругу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5)поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видахдеятельности;

6)возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместнойдеятельности и общения;

7)защита детей от всех форм физического и психического насилия;

8)поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране иукреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательнуюдеятельность.

   Рабочая программа педагога-психологадошкольного образования призвана способствовать созданиюпсихолого-педагогических условий реализации основной образовательной программыдошкольного образования. Одна из ее функций – учет  «зоны ближайшего развития» при построенииобразовательной работы с дошкольниками, продуктивного формирования ведущихпсихических процессов у ребенка, в содействии преодолению неблагоприятныхвариантов детского развития в разнообразных видах деятельности.

   Рабочая программа педагога-психологаразрабатывается на основе образовательной программы дошкольного образования. В соответствии стребованиями ФГОС ДО она определяет содержание и структуру деятельностипедагога-психолога по основным направлениям психолого-педагогическогосопровождения: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция,психологическое консультирование,  мониторинг,экспертиза и проектирование деятельности дошкольной организации  в работе с детьми от 4 до 7 лет, родителямивоспитанников и педагогами.

Рабочаяпрограмма включает в себя организацию психологического сопровождениядеятельности ДОО по  основным  направлениям – физическому,социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому,обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задачпроцесса  образования.    Содержание рабочей программы реализуется сучетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОО.

   Учитывая специфику дошкольной организации, вчастности,  компенсирующий икорректирующий характер деятельности, представленная рабочая программазначительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике,поддержанию и коррекции нарушений развития детей.   

СогласноФГОС  дошкольного образования,коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

1)обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей сограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи восвоении Программы;

2)освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, ихразностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей иособых образовательных потребностей, социальной адаптации.

   Коррекционная работа и/или инклюзивноеобразование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программув группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и длядетей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенностиразвития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Паспорт программы 

   Наименование программы

   Программа сопровождения и организацииразвивающих мероприятий с детьми дошкольного возраста воспитанникамимуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №33 «Солнышко»

Основаниедля разработки

•Закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

•Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программыдошкольного образования» Приложение к письму Министерства образования и наукиРФ от 21 октября 2010 г. № 03 – 248

 • Приказ Министерства образования и наукиРоссийской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования»

•Декларация прав ребенка ООН (1959)

•Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

•«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию иорганизации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26

 • Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г.№65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детейдошкольного возраста в организованных формах обучения»

 • Национальная стратегия

 • Письмом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях поотнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»

•Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Отрождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой )

 

 Разработчик программы:

   Педагог-психолог муниципального бюджетногодошкольного образовательного учреждения Детского сада №33 «Солнышко» КлеценкоЛариса Валентиновна

   Условия реализации программы: муниципальное бюджетноедошкольное образовательное учреждение Детский сад №33 «Солнышко»

 

 Срок реализации программы: Ежегодно 

 

  

 

 

 

Ожидаемыерезультаты:

•Сформированные личностные и интеллектуальные умения и навыки воспитанников,необходимые для перехода на следующую ступень обучения. • Создания комфортнойразвивающей образовательной среды:

 - обеспечивающей высокое качество образования,его доступность, открытость и привлекательность для воспитанников, их родителей(законных представителей), гарантирующей охрану и укрепление физического,психологического и социального здоровья воспитанников; комфортной по отношениюк воспитанникам и педагогическим работникам. 

   Пояснительная записка     

   Создание рабочей программы психологическогосопровождения личности дошкольника детерминировано внедрением в деятельность МБДОУ№33 Федеральных государственных образовательныхстандартов дошкольного образования, утвержденных приказом МинистерстваОбразования и Науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.     

   Происходящая в стране модернизацияобразования, особенности государственной политики в области дошкольногообразования на современном этапе обусловили необходимость важных изменений вопределении содержания и способов организации педагогического процесса вдетском саду, постепенного перехода дошкольных учреждений на новую,перспективную систему мониторинга и развития интегративных качеств личностидетей дошкольного возраста. 

   Дошкольный возраст является наиболееответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболеефундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этотпериод складываются такие ключевые качества как познавательная активность,доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческиевозможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества испособности не возникают автоматически, как результат физиологическогосозревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых,определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

   Основным условием психического развитияребенка является его собственная деятельность. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что«главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка,является специфический процесс усвоения или присвоения им достиженийпредшествующих поколений людей.

    Этотпроцесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам иявлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества».Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходитформирование его личности. Причем это формирование происходит, прежде всего,под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза являетсяведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах впсихологических особенностях личности ребенка (общение, игра, труд, учение).Исследователи отмечают, что в годы дошкольного детства с их неуклонным подъемомпо «возрастной лестнице» первостепенное значение имеет проблема взаимосвязи возрастныхи индивидуальных особенностей, что возрастные особенности личности существуютобязательно в форме индивидуальных вариантов развития.

   Данная рабочая программа составлена наосновании практических рекомендаций по работе педагога-психолога в детскомсаду: Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, А.И. Булычева, И.А.Бурлакова, Н.Б. Венгер, О.М. Дьяченко, и др.

   Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждение «Детский сад №8» работает по основнойобразовательной  программе ДОО опираясьна примерную программу «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой).

   Эта программа предполагает развивающуюориентацию образования детей, основываясь на единстве процессов обучения иразвития.             

    ФГОСДО фактически  определяют основные задачипсихологического сопровождения (п.п. 1.6):

 • охрана и укрепление физического ипсихического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

•обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентностиродителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны иукрепления здоровья детей.

   Требования к структуре общеразвивающейпрограммы ДО и ее объему (п.2.6.) определяют содержание программы ДОУ, котороедолжно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей вразличных видах деятельности и охватывать следующие направления развития иобразования детей (образовательные области):

 • социально-коммуникативное развитие;

 • познавательное развитие;

•речевое развитие;

•художественно-эстетическое развитие;

 • физическое развитие.

   Требования к условиям реализации основнойобразовательной программы ДО (ч.III ФГОС ДО) определяют основные направленияпсихолого-педагогического сопровождения:

 • индивидуализация образования;

 • реализация компетентностного подхода;

•учёт индивидуальных возрастных и психологических особенностей воспитанников;

•формирование готовности воспитанников к регулярному обучению в школе всоответствии с индивидуальными особенностями и способностями;

•формирование установок на здоровый и безопасный образ жизни с целью сохраненияи укрепления физического, психологического и социального здоровья;

•инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья;

•мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержкаодаренных детей;

 • развитие коммуникативных навыков исоциальной компетенции;

•вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участниковобразовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование,коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);

•психолого-педагогическая поддержка участников конкурсов на разных уровнях;

•обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей личностнойперспективы развития;

 • формирование коммуникативных навыков вразновозрастной среде и среде сверстников.

•учет специфики возрастного психофизического развития воспитанников;

•формирование и развитие психолого-педагогической компетентности воспитанников,педагогических и административных работников, родительской общественности;

   В ФГОС ДО обозначены основныепсихолого-педагогические условия для реализации основной образовательнойпрограммы ДОУ (п.3.2.1.):

•уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержкаих положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях испособностях;

•использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

•построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых сдетьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка иучитывающего социальную ситуацию его развития;

•поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг кдругу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

•поддержка инициативы и самостоятельности детей;

•защита детей от всех форм физического и психического насилия;

•поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей;    

   Не менее важный элемент психологическогосопровождения образовательного процесса - мониторинг развития детей, безкоторого трудно обеспечить их психическое здоровье. Отслеживание развитиякаждого ребенка позволит не только оперативно решать задачи по преодолениювозникающих у отдельных детей трудностей при освоении программы, но и предупредитьих появление. Кроме того, на основе анализа результатов психологическогомониторинга может проектироваться развивающая работа с дошкольниками. 

   ФГОС ДО определяют два вида мониторинга (пп.3.2.3, 3.2.4): педагогический и психологический. Психологическая диагностикаразвития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностейдетей) проводится при необходимости с согласия его родителей (законныхпредставителей). Результаты психологической диагностики могут использоватьсядля решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированнойкоррекции развития детей. Предлагаемая рабочая программа психологическогосопровождения личности дошкольника соответствует Основной общеобразовательнойпрограмме ДОУ, разработанной на основе Основной общеобразовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса).          Ценность программы в данной редакцииопределяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организациицелостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъектадетской деятельности и поведения.    Этопозволит педагогу-психологу во взаимодействии с другими специалистами МАДОУ №8интегрировать образовательное содержание при решениивоспитательно-образовательных и коррекционных задач; диагностировать иразвивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферыличности ребенка.       Новизной программы является то, чтомониторинг интегративных качеств и их  иразвитие не разбиваются на два отдельных блока, а осуществляются в единстве входе диагностических, развивающих и психопрофилактических занятий, проводимыхпедагогом-психологом в соответствии с перспективным планом работы на учебныйгод.   

Ведущие цели изадачи программы 

   Педагог-психолог ДОУ осуществляетдеятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая сдетьми, имеющими разные уровни психического развития.

Цель программы: созданиепсихолого-педагогических условий, содействующих позитивной социализации ииндивидуализации, личностному развитию детей дошкольного возраста и детей сограниченными возможностями здоровья.

Задачи рабочей программы: 

      обеспечить информационную ипсихолого-педагогическую поддержку всем субъектам образовательного процесса(воспитанникам, родителям, педагогам) в условиях  ФГОС ДО;

      повысить уровень психологическойкомпетентности всех субъектов образовательного процесса;

      способствовать изменению педагогическойпрактики, методов и технологий взаимодействия педагогов с детьми  в соответствии  с требованиями  ФГОС ДО;

      осуществить психолого-педагогическую  поддержку семей воспитанников  и повышениякомпетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепленияздоровья детей с ограниченными возможностями здоровья;

      содействовать охране  и укреплению физического и психическогоздоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

      способствовать  достижению воспитанниками целевых ориентировдошкольного образования в основных образовательных областях; 

      обеспечить вариативность и разнообразиесодержания программ и организационных форм дошкольного образования с учетомобразовательных потребностей  детей сограниченными возможностями здоровья.

Принципыпостроения рабочей программы психологического сопровождения личностидошкольника  

   Рабочая программа педагога-психологаразработана на основе следующих принципов дошкольного образования :

1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация)детского развития;

2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностейкаждого ребенка;

3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценнымучастником (субъектом) образовательных отношений;

4)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)сотрудничество Организации с семьей;

6)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества игосударства;

7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка вразличных видах деятельности;

8)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,требований, методов возрасту и особенностям развития);

9)учет этнокультурной ситуации развития детей.

   В рабочей программе учтены также важнейшиепринципы, характеризующие процессы психического развитияребенка-дошкольника,  выступающиеориентирами при проектировании системы образования и  воспитания детей :

1)ведущая роль социокультурного контекста развития, по-разному проявляющаяся вразных периодах, влияя, например, в школьном возрасте на процессы формированияобраза мира, стиля поведения и деятельности; особая значимость сензитивныхпериодов развития (разных для разных возрастов), т. е. периодов, наиболеечувствительных к осознанию, усвоению и реализации норм, форм, условийчеловеческой жизнедеятельности (языка, способов общения и т. д.);

2)совместная деятельность взрослых и детей как движущая сила развития ребенка,передача детям взрослыми достижений исторического развития человека;

3)наличие ведущей деятельности в каждом возрастном периоде и законы ее смены какоснова преемственности периодов психического развития ребенка;

4)определение зоны ближайшего развития растущего человека;

5)амплификация (расширение) детского развития как условие свободного поиска инахождения ребенком себя в материале, той или иной форме деятельности иобщения;

6)опосредующаяроль знаково-символических структур в образовании связей между предметами идействиями;

7)интериоризация и экстериоризация как механизмы развития.

Рабочаяпрограмма  разрабатывалась и реализуетсяс учетом принципов   Этического кодексапедагога-психолога службы практической психологии образования .

   Подходы к формированию и реализации  рабочей программы педагога-психолога:

•качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблемам развития психикиребенка;

•генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже) к проблемам развития структур психикиребенка;

•возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович,А.В.Запорожец) к проблемам закономерностей и возрастной специфики  развития психики ребенка;

•культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) к развитию психики человека,определяющий значимость средовых факторов как источника развития;

•личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин,А.В.Запорожец) к проблемам развития психики ребенка, выявляющийнепосредственные и широкие социальные мотивы как основу личностногоразвития; 

•деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов)к проблемам  развития, определяющий  понятие деятельности как ведущее в развитиипсихических структур и личности ребенка.

Этипринципы и подходы к проблемам индивидуального развития ребенка тесновзаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу  для проектирования образовательной среды. Онитакже соотносятся с методологической основой программ воспитания и развития.

  Возрастные особенности детей дошкольноговозраста.

   Дошкольный возраст является периодоминтенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложилисьв раннем детстве.  По всем линиямпсихического развития возникают новообразования различной степени выраженности,характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходятони благодаря таким факторам, как речь и общение с взрослыми и сверстниками,различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные,бытовые).  Наряду с новообразованиями, вразвитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формыпсихики: личность и ее структурные элементы (характер, интересы), субъектыобщения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности исклонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка,в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, впознавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психическихфункций,  позволяющие ребенкуадаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. При участии взрослых,которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенкапроисходит  включение ребенка всоциальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различныевиды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители,воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развитиядошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности,корректируя процесс его развития.

 

Возраст от 4 до5 лет.

   Вигровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделениеигровых и реальных взаимодействий детей. Дети могут рисовать основныегеометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способныупорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделитьтакие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиватьсяобразное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтныезадачи.  Увеличивается устойчивостьвнимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либодействий несложное условие.  Речьстановится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг сдругом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится внеситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательныймотив.  Повышенная обидчивостьпредставляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстникамихарактеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. Вгруппах начинают выделяться лидеры.

 

  Возраст от 5 до 6 лет.

   Дети могут распределять роли до начала игрыи строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальныеотношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальныеотношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельностивзрослых. При распределении ролей могут возникать

конфликты,связанные с субординацией ролевого поведения. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетныйхарактер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональномсостоянии изображённого человека. Конструктивная деятельность можетосуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляетсяконструирование в ходе совместной деятельности. Продолжает совершенствоватьсявосприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; формупрямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легковыстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.Восприятие представляет для дошкольников сложности, особенно если они должныодновременно учитывать несколько различных и противоположных признаков. Встаршем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно -логического мышления.  Воображение будетактивно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по егоактивизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.  Развивается связная речь. Дети могутпересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но идетали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей вигровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшимразвитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью;применением в конструировании обобщённого способа обследования образца;усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов;развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств(схематизированные представления, комплексные представления, представления оцикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление,воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

 

Возраст от 6 до7 лет.

Детиподготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействиялюдей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнениероли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия междурисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё болеедетализированным и пропорциональным.  При правильном педагогическом подходе у детей формируютсяхудожественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Онисвободно владеют обобщёнными способами анализа, как

изображений,так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенностиразличных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомымиим  объёмными предметами.  У детей продолжает развиваться восприятие,однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различныхпризнаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрическихотношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, ноони в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.  В результате правильно организованнойобразовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторыевиды монологической речи. В подготовительной группе завершается дошкольныйвозраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметовчеловеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитиемполовой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольноговозраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностногоразвития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 

 Психологические характеристики детей сОВЗ 

Особенностипсихического развития детей с нарушением зрения:

   С помощью зрения человек получает наибольшееколичество впечатлений об окружающем мире. Зрение определяет формированиепредставлений о предметах и явлениях, с его помощью познаются существенныепризнаки объектов, осуществляется ориентация в пространстве и контроль задвижениями. Вследствие слепоты дети отстают в формировании общей моторики:ребенок малоподвижен, вял. Нередко имеют место двигательные стереотипии(потряхивание рук перед глазами, похлопывание). С трудом формируются навыкисамообслуживания.

    Ограничение двигательной активности приводит кзамедленному и несовершенному формированию пространственных представлений:положения, направления движения, величины и формы окружающих предметов.Наблюдается общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость, малаяпсихическая активность.

   В целом развитие высших познавательныхпроцессов (внимание, логическая память, мышление, речь) протекает нормально.Замедленно развивается конструктивное мышление. Из-за сужения чувственногоопыта нарушается соотношение между абстрактным и конкретным мышлением:абстрактное мышление не имеет достаточной опоры в конкретных представлениях.Осязательное восприятие не может в полной мере заменить зрительное, и слепыедети не выделяют различных вариаций признаков предмета, их затрудняетпрактический анализ и обобщение воспринимаемых предметов. Поэтому у нихсоздаются неточные и даже искаженные представления о предметах. Ограниченывозможности сравнения воспринимаемых предметов, затруднено выделение различий вобъектах, имеющих сходные признаки. Малознакомые предметы часто сопоставляютсяи обобщаются по случайным признакам. Это вызывае

8 октября 2017 в 09:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.