МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково
|
Роль логопеда детского сада в современных условиях.
В современных условиях огромного роста речевой патологии у детей ведущей фигурой в деле преодоления неуспеваемости в школе должен являться не школьный логопед, устраняющий уже возникшие проблемы, а логопед детского сада, способный предупредить их возникновение.
Ещё до начала начального образования каждый ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением, приобрести достаточный словарный запас и научиться грамматически правильно строить фразы в устной речи. При отсутствии этих условий он оказывается не готовым к обучению в массовой школе, начиная с невозможности полноценно овладеть грамотой и заканчивая стойкими трудностями в применении на практике даже хорошо выученных грамматических правил. Причинами, не позволяющими ребёнку усвоить нормальную артикуляцию самостоятельно, являются: - выраженные анатомические дефекты в строении артикуляторного аппарата (аномалии строения языка, губ, нёба, челюсти, зубов); - недостаточная подвижность артикуляторных органов, обусловленная избирательной паретичностью артикуляторных мышц; - нарушение слуховой дифференциации звуков; - педагогическая запущенность. Наукой и практикой уже давно доказано, что чем менее упрочен любой дефект, тем легче его преодолеть и тем менее он будет способен оказать своё негативное влияние на дальнейший ход речевого развития ребёнка. Владение ребёнком умением правильно произносить все звуки речи и дифференцировать их на слух является непременным условием успешного овладения грамотой, обучение которой на русском языке проводится именно по звуковому аналитико – синтетическому методу. Несовершенство звукопроизношения у приходящих в школу детей приводит к появлению у них трёх из пяти видов дисграфий – на почвенарушения фонемного распознавания, артикуляторно – акустической и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Нарушение слуховой дифференциации речевых звуков в период обучения грамоте неизбежно отражается на письме(артикуляторно – акустическая дисграфия). Учитывая отрицательную перспективу обучения в начальной школе при отсутствии речевой коррекции в дошкольном возрасте, необходимо провести следующие профилактические меры: - уже в младших группах детского сада исследовать речевую моторику, выявить дефекты в строении речевого аппарата и поставить об этом в известность родителей. Это даст им возможность своевременно предпринять соответствующие лечебно – профилактические меры по развитию подвижности артикуляторных мышц и по коррекции имеющихся анатомических дефектов; - не позднее чем в 3 – 4- летнем возрасте у каждого ребёнка должно быть исследовано состояние слуховой дифференциации звуков; - устранить полные звуковые замены до начала школьного обучения; - сформировать умение фонематического анализа слов до учёбы в школе; - начинать коррекцию звукопроизношения не в старшей и подготовительной группах, а значительно раньше, пока дефект менее упрочен и легче поддаётся коррекции, и пока на его основе не успели сформироваться вторичные и третичные отклонения, привлекать к коррекционной работе родителей, воспитателей, давая им необходимые консультации. Учитель - логопед высшей категории Трифонова О. Н.
11 сентября 2013 в 15:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.