МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

В дошкольном возрасте исследование – естественный для ребенка процесс. Он изучает все, что происходит вокруг. Специально подготовленные занятия по экспериментированию смогут расширить представления ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем-то таким, с чем бы он, возможно, не столкнулся в быту.

Цель экспериментирования в подготовительной группе – помочь ребенку: выбрать объект; найти метод; собрать наиболее полную информацию. Эти задачи лежат в зоне ближайшего развития, то есть пока не могут быть осуществлены им самостоятельно. Экспериментирование в ДОУ по ФГОС – это активно развивающееся направление дошкольной педагогики, конкретные методики которого создаются и опробируются в современных детских садах.

Воспитатели строят собственные программы занятий на основе общих целей и задач. Цели и задачи технологии "Экспериментирование" в подготовительной группе - важная часть познавательной работы. Его значение очень велико. Полученные умения и знания в дошкольном возрасте становятся основой дальнейшего обучения.

Уголок экспериментирования в нашей подготовительной группе "Развивайки" состоит из предметов и материалов, которые используются в процессе занятия. Актуальны и иллюстрации: схемы опытов, описание и изображение свойств и качеств исследуемых объектов.

 Наиболее приемлемый вариант - тематическая выставка к каждому занятию. Изучая свойства магнитов, в уголке экспериментирования находится не только исследуемые объекты, но и образцы различных металлов и иных материалов: дерева, пластика, резины, минералов и т.д. Уголок экспериментирования в подготовительной группе содержит в себе все, что требуется для того, чтобы изучить вес, притяжение, время, простые химические реакции и физические явления. В большинстве своем это бытовые вещи, которые мы используем в повседневной жизни: тара, все, в чем хранятся материалы, реактивы и образцы, баночки, коробочки и бутылочки из пластика. Возможно использование деревянных и металлических емкостей.

В те дни, когда объектом исследования будет именно стекло, все предметы из этого материала  демонстрируются дошкольникам только в присутствии педагога.

  В уголке экспериментирования есть и коллекция природных материалов - используется все то, что нас окружает: крупы, образцы грунта (песок, глина, лесная или садовая почва, гравий, ракушки и т. д), шишки, гербарии или сухоцветы, а также живые комнатные цветы.

Также имеется:

- коллекция бумаги, тканей, фольги и других интересных фактур; 

- магниты разных размеров и силы, разные металлические предметы; 

- фонарики, лампочки, свечи и прочие источники света; 

- лупы по количеству детей, один микроскоп и бинокль;

- безопасные красители (пищевые);

- термометры (не ртутные), пипетки, шприцы без иглы;

- воздушные шары, бумажные или тонкие тканевые ленты (для определения направления ветра);

- полотенца, салфетки, фартуки и косынки, клеенки или тканевые скатерти для покрытия столов при проведении опытов;

- тематическая литература, иллюстрации, зарисовки проводимых экспериментов;

- измерители времени: часы со стрелкой, песочные, солнечные, календари;

- зеркала, желательно в пластиковых рамках и на подложках - такие сложнее разбить.

Итог педагогического процесса должен быть следующим: у детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре. Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им. Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться. Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру. Дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни.

Воспитатель высшей квалификационной категории Рытикова О.А. 

16 мая 2017 в 07:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.