МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Использование элементов кукольного театра в театрализованных развлечениях старших дошкольников

«Театр кукол! Как много значит он для детского

                           сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи  

                           с ним! Куклы творят чудеса: веселят, обучают,

                           развивают творческие способности дошкольников…»

                                                                                         Н.Ф.Сорокина                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Театрализованные развлечения – одна из форм организации художественной деятельности дошкольников в детском саду, цель которых – показать детям интересные зрелища, наполнить впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность. Они позволяют решить целый ряд воспитательных задач, стоящих перед коллективом педагогов.

Кукольный театр никого не может оставить равнодушным, будь то малыш или взрослый. Кукла в руках родителей и педагогов – незаменимый помощник в деле воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста.Когда взрослый общается с ребенком с помощью игрушки, ребёнок  впитывает каждое слово, он верит «ожившей» игрушке и стремится сделать то, о чем она просит. Развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности: артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора.

Ребенок, вовлеченный в процесс прямого общения с театральной куклой, постигает основы актерского мастерства, драматизации, кукловождения, свои знания и опыт применяет в самостоятельной театрализованной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Понимая значение кукольного театра, мы, воспитатели, решили в своей работе использовать это необыкновенно действенное средство.

Прочитав методическую и популярную литературу о кукольном театре, и получив необходимые знания по изготовлению и управлению театральными куклами, мы приступили к работе.  

Интерес к кукольному театру есть всегда. И у нас в детском саду  мы оформили  уголок  театрализованной  деятельности, где есть  набор кукол-петрушек и пальчиковый театр. Воспитатели показывают детям  небольшие сценки, используют кукол для сюрпризных моментов на занятиях. Дети активно участвуют в кукольных представлениях, показывают инсценировки, сочиняя небольшие истории и разыгрывая их самостоятельно. 

 К  участию в спектаклях, театрализованных праздниках и развлечениях, тематических вечерах в качестве  изготовителей декораций, костюмов  мы  активно привлекаем  родителей.  В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного единой целью.  

В совместной  творческой  деятельности, в общем спектакле,  воспитатели и родители лучше узнают друг друга, своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Союз педагогов и родителей способствует  интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Музыкальное воспитание в нашем детском саду не ограничено рамками музыкальных занятий. В подгрупповой работе с детьми мы более углубленно занимаемся тем, что их влечет.  Занимаясь с детьми, у меня появилась возможность больше приобщать их к конкретному виду деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. На таких занятиях я активно использую сказки-шумелки с красивой музыкой, выразительными детскими голосами и забавным шумовым оформлением. Звукоподражание на различных шумовых  и детских инструментах  различными способами, с различной громкостью и оттенками обучает детей способам и приёмам игры на различных шумовых инструментах, а также способствует развитию творческой фантазии. В процессе таких занятий развивается слух детей – они различают даже небольшие оттенки звучания; слуховая память – дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказки. Слушая такие сказки и участвуя в них,  дети учатся ждать, пока начнёт играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения  управлять своим поведением. Дети учатся слушать других, уступать, сопереживать – что способствует развитию навыков общения и взаимодействия.

На подгрупповых занятиях  в качестве разминки, для театральных игр, инсценировок, этюдов и настольных мини-спектаклей (упражнений) я использую забавных «пальчиковых актеров», сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением.                                          

Умение сосредоточиться на игрушке, сценическом образе, музыкальном фрагменте приходит к ребенку не сразу. Этому предшествует систематическая работа. 

Работа над спектаклем ведется поэтапно:    

Чтение и разбор сказки: мораль, главная мысль, характеристика героев и их поступков. Распределение ролей между детьми и взрослыми. Определение и запоминание места куклы на ширме, последовательности её действий. Обыгрывание отдельных эпизодов близко к тексту. Индивидуальное разучивание текстов с куклой на руке, соединяя слова с действиями куклы. Общие репетиции всей сказки.        

Яркие, полные импровизации и детской непосредственности кукольные сценки, отдельные, непродолжительные по времени номера, по характеру близкие к игре я включаю  в сценарии  праздников. Развлечения, на которых присутствуют забавные и добрые куклы, приобретают своеобразную окраску: они не только развлекают, но и заставляют зрителей переживать, волноваться, сочувствовать героям. Куклы способны вызвать волнение у любого человека: будь то ребенок или взрослый. Дети охотно вступают в диалог с кукольными персонажами, искренне сочувствуют им, бурно выражают свои эмоции, реагируя  на проблемы сказочных героев, охотно подпевают куклам.

Спектакль для детей – это возможность радостного общения со сверстниками и взрослыми, реализации своих способностей и незабываемые впечатления. Именно поэтому в развлечениях я так активно использую элементы кукольного театра, который, по моему мнению, помогает детям раскрыть свои таланты, понять самих себя и окружающий мир, обогатиться положительными эмоциями, стать смелее, добрее, увереннее, умнее.

Воспитатель 1 категории Топольскова Ф. В.

4 апреля 2017 в 16:42

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.