МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково
|
Готовность ребёнка к школьному обучению.Само понятие «готовность к школе» состоит из несколько составных частей. Это физическая, эмоционально-волевая, психологическая, умственная и мотивационная готовность. Для успешной учебы ребенок должен достичь определенного уровня развития во всех этих сферах. Физическая готовность к школе заключается в достижении ребенком физической зрелости, развитии выносливости и силы. Одним из показателей физической готовности служит начало смены временных зубов малыша на постоянные. И логично, в частности, принять этот момент к сведению при решении вопроса, в каком возрасте отдавать ребенка в школу — в 6 или 7 лет. Будущий школьник должен уметь удерживать длительно статичное положение тела, быть в состоянии носить нелегкий ранец. И, конечно, быть здоровым. Если нет уверенности в выносливости ребенка, нужно приучать его к медленному бегу в течение 2-4 минут без перерыва, пешим прогулкам на протяжении 30 минут без отдыха, к ежедневной утренней зарядке, к посильной работе дома и в саду. Эмоционально-волевая готовность к школе. Ребенок к 6-ти годам должен владеть навыком выполнения пусть несложных, но постоянных обязанностей. В первую очередь, по самообслуживанию. Это навыки одевания, раздевания, самостоятельной еды с 2-3 лет, шнуровки ботинок, завязывания шапок, застегивание пуговиц на верхней одежде с 4-5 лет, убирание своих игрушек, культурно-гигиенические навыки на всем протяжении дошкольного детства. Если ребёнок до шести лет не приучен самостоятельно следить за своими вещами, убирать за собой игрушки, то как можно рассчитывать на то, что при поступлении в школу он сможет держать в порядке свои учебные принадлежности и одежду? В этом случае у ребенка неизменно будут возникать трудности с запоминанием домашних заданий, со сборами портфеля. Несамостоятельные дети часто забывают то ли из дома взять что-то в школу, то ли из школы что-то забрать домой. Важны не только навыки самообслуживания. Важно приучить будущего школьника к выполнению общественных обязанностей. Например, ухаживать за домашними питомцами или растениями, чистить обувь всех членов семьи. При выборе обязанностей для ребенка важно учитывать не только приоритеты взрослых членов семьи, но и особенности характера и развития, пол, интересы самого ребенка. То, что он будет обязан делать регулярно, должно ему нравиться. В ходе постоянного выполнения обязанностей ребенок приучается к порядку, определенному ритму жизни. Может быть, самое главное то, что малыш начинает чувствовать себя взрослым и самостоятельным. Выполнение обязанностей будущим школьником должно быть обязательным и регулярным в независимости от его настроения и желания. Когда человек что-то делает, даже через «не хочу», у него формируется воля, организованность и ответственность. В таком случае рутинное ежедневное выполнение школьных обязанностей не застанет вашего гения врасплох. Как приучить ребенка к обязанностям? На первом этапе нелогично сразу нагружать регулярными и долгосрочными обязанностями. Пусть поначалу это будут краткосрочные эпизодические поручения, состоящие из одного-двух последовательных действий: «Пойди в ванную, сними с сушки и принести мне полотенце, пожалуйста». Инструкции должны быть очень детальными, конкретными и понятными ребенку. А потом, постепенно усложняя задания, в меньшей степени их детализировать. И стимулировать выбор способа действий самим ребенком: «Посмотри, не пора ли полить твою грядку? Если засохла, полей ее». К эмоционально-волевой готовности к школе можно отнести и навыки общения ребенка с окружающими людьми - взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми. Если малыш не умеет общаться на равных со сверстниками, он неизбежно будет с ними в конфликте или конфронтации. Детский коллектив достаточно жесткий и бескомпромиссный. Поэтому уже в детском саду детям необходимы навыки сосуществования, дружбы и мирного разрешения конфликтов. Важно, чтобы малыш умел отстоять свою точку зрения, и при этом не вел себя высокомерно,чтобы не помыкал другими детьми, и, в то же время, не допускал неуважительного отношения к себе. Чтобы умел и был готов к нахождению компромиссных решений в конфликтной ситуации. Для формирования социальных навыков существует единственный способ — тренировка. Именно поэтому, даже если нет такой необходимости, в 4-5 лет имеет смысл ребенка оформить в детский сад, где он приобретёт навыки общения со сверстниками. Дети сами учат друг друга уступать, настаивать на своем, находить варианты сотрудничества. Эффективным является метод обсуждения ситуаций, реальных или придуманных. Для этого нужно выбрать время, когда ребенок настроен поговорить и расспросить о том, как он общается с друзьями, что в них привлекает и что не нравится, как они улаживают конфликты. Можно разобрать реальный или специально придуманный случай, проиграть ситуацию с игрушками. Умение общаться с взрослыми (знакомыми и незнакомыми) — одно из условий успешной учебы в школе. Ведь малышу придется обращаться за помощью к учителю, спрашивать или переспрашивать его что-то на уроках. У детей нередко возникают трудности в этом. Причины таких трудностей могут быть различны. Если малыш стеснительный, неуверенный в себе, значит, он имеет негативный опыт общения с взрослыми, в котором он был не понят, не услышан, не поддержан в своих потребностях. В таком случае, детей нужно чаще хвалить, реже ругать и увещевать за несовершенство выполнения заданий или поведения. Помогают специально созданные ситуации, в которых ребёнок приобретает положительный опыт общения с продавцами в магазине, кондуктором в транспорте, бабушкой в автобусе. Такой опыт должен приобретаться в присутствии родителя, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенней. Бывает, что ребенок не умеет формулировать просьбу, не знает, как правильно обратиться к взрослым. Здесь очень важен пример самих родителей. Ведь ребенок все время наблюдает за взрослыми и подражает их поведению. К психологической готовности к школьному обучению входит развитие его психических процессов. Это развитие памяти, внимания, мыслительных операций синтеза, анализа, обобщения и сравнения. К моменту поступления в школу, ребенок должен уметь запомнить до 10-ти предметов (или до 6-8 слов), показанных ему кратковременно с указанием запомнить (это произвольная память) или без инструкции для запоминания (это непроизвольная память). Ребенок 6-ти лет должен уметь удерживать внимание непроизвольно до 30-ти минут, когда он занят занятием, которое ему интересно и нравится. В то же время, при подготовке ребенка к вступлению в школу следует развивать и произвольное внимание. Не все же задания в школе будут легкими и интересными. В этом случае у будущего школьника должен быть сформирован навык сознательного и волевого удерживания внимания. Развивать внимание нужно постепенно, увеличивая время организованных занятий с ребенком. Так, например, при чтении книги, для удержания внимания, необходимо изменять темп, громкость, выразительность чтения. При подготовке ребенка к школе важно развивать мышление. Развитие мышления — это развивающие игры. Различные конструктора, лего, пазлы, при помощи которых у детей развивается пространственное мышление. Мелкая моторика рук, развитие которой необходимо для успешного обучения школьника письму. Различение формы, величины, цвета и количества деталей. Поиск различных способов решения задач и придумывание самостоятельных конструкций. Это умение выделять главное и различать второстепенные признаки в объекте исследования, классифицировать предметы по различным признакам (цвету, величине, назначению, форме), умение довести дело до конца. Важным элементом подготовки ребенка к школе является рассматривание сюжетных картинок. Такое времяпрепровождение тоже способствует всестороннему развитию малыша. Во время рассматривания лучше всего развиваются такие мыслительные процессы, как синтез и анализ. Они по механизму своему противоположны друг другу. Синтез – это умение из деталей сложить и увидеть целое. А анализ, наоборот, выделяет и разделяет целое на части. Конечно, процессы анализа и синтеза будет благополучно развиваться только при благополучном развитии речи. Речевая готовность ребёнка к школе включает в себя целый комплекс речевых компонентов: - правильное произношение всех звуков родного языка; - звуковой анализ слова, нахождение первого и последнего звука в слове, называние по порядку всех звуков в слове, деление слова на слоги, определение количества звуков и слогов в слове; - умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка – звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, гласные и согласные; - навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний; - умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Создайте речевой режим в семье, сопровождающий продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструироием.воизношенание, игра). Следите за речью детей. Учитель - логопед высшей категории Трифонова О. Н. 11 февраля 2017 в 09:29
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.