МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

КОГДА РЕЧЬ РАЗВИВАЕТСЯ НЕ «ПО СЦЕНАРИЮ»

Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка, при этом она важна сама по себе. Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых в области психологии, логопедии, дефектологии указывают на то, что речь неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление). К большому сожалению, именно нарушения речи являются наиболее распространенными и требуют своевременного вмешательства специалистов, в частности, логопеда.

Как же в норме развивается речь ребенка?

Каждый родитель задается этим вопросом, но не каждый находит на него ответ. Развитие речи ребенка – это не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании слов или при употреблении местоимений и глаголов и т.д.) Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок в каждом возрасте.
 

Возраст

Развитие речи

Новорожденный 

(0-1 месяц)

Крик. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет).
 

Грудной
1-3 месяца

Примерно к 2 мес. появляется гуление, т.е. ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м). Все дети мира гулят одинаково и не отражают особенностей той языковой системы, к которой принадлежат.

3-6 месяцев

С 3 мес. у малышей развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические нормы «своей» языковой системы. С 5 мес. дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное  повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык.

6-9 месяцев

Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.

Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи:

1) старайтесь не включать телевизор для фона. Последние исследования в области детской речи выявили, что постоянно работающий телевизор, радио и т.д. могут являться причиной задержки речевого развития детей.

2) после года не разговаривайте с ребенком на языке «мам и нянь», например, «гуля» - голубь, «ням-ням» - кушать.

3) разнообразьте свою речь, вводите новые слова, следите за своим произношением, за чистотой собственной речи. 

9 месяцев - 1 год

К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м.

Таким образом, заканчивается подготовительный этап развития речи. 

Ранний (1-3 года)

С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.
Ребенок с огромным удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. В начале пути активного усвоения речи ребенок использует обобщающую функцию слова (например, слово «киса» может означать «киса моется», «киса пришла», «киса мяукает» и т.д.). Такая речь обусловлена ситуацией и сопровождается жестами, мимикой.

К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения.

К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т.п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается.

Ребенку в 2 года для произношения доступны следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’.

В данном возрасте малыш еще физиологически не готов произносить сложный звуки. Ему необходимо, что называется «набить язычок».

Дошкольный

(3 года-6 лет)

В 3 года словарный запас дошкольника может составлять  до 3000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения.  В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинке. В 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з, ц. И в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’.К 7 годам ребенок правильно стрит любые предложения, произносит любые звуки.

Школьный

 (от  7 лет)

В 7 лет появляется письменная речь, а в подростковом возрасте  – литературная и сленг.


Что может затруднять развитие речи?

Речь – это сложный психический процесс. На пути ее формирования много препятствий социального характера, но бывают и органические нарушения речи:

I.  Органические нарушения речи связаны с центральным (кора больших полушарий) или периферическим (органы, необходимые для воспроизведения речи) отделами речевого анализатора. Причины таких нарушений могут быть следующие:

1. Внутриутробная аномалия может возникнуть в результате патологии плаценты, грозы выкидыша, токсикоза, заболеваний матери (например, сахарный диабет) и многие другие.

· Инфекционные заболевания матери во время беременности (например, токсоплазмоз, краснуха, герпес).

· Резус-конфликт матери и ребенка.

· Недоношенность (менее 38 недель), переношенность (более 40 недель).

· Курение (как активное, так и пассивное). Будущим мамам следует помнить, что при ее курении клетки мозга ребенка находятся в постоянном кислородном голодании. Таким образом, это может привести к более глубоким нарушениям.

· Употребление алкоголя и наркотических веществ.

· Прием лекарственных препаратов, запрещенных для приема во время беременности (например, антибиотики ототоксического действия в настоящее время категорически запрещены). Но следует перед применением любого лекарства проконсультироваться с врачом.

· Вредные условия труда (например, повышенные физические нагрузки).

· Стресс.

2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (например, неправильная форма прикуса).

3. Тяжелые роды и их последствия (асфиксия ребенка во время родов из слишком.

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (например, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга).

II. Неблагоприятные социально-бытовые условия:

1. Соматическая ослабленность (дети часто и долго болеют).

2. Невнимание к речевому развитию детей в раннем возрасте (например, неправильные варианты произношения некоторых звуков).

3. Двуязычие в семье (как правило, в семьях эмигрантов).

4. Стресс или сильный испуг.

5. «Сюсюканье» с детьми в возрасте 1 года и старше.

Когда идти на консультацию к логопеду?

· Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).

· Речевые нарушения носят устойчивый характер.

· Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.

· Заикание.

Хотелось бы отметить, что многие родители обращаются к логопеду только с проблемой произношения определенных звуков (как правило, [л] и [р]), пренебрегая другими сторонами речи (лексико-грамматическая и синтаксическая). Но в арсенале специалиста существует огромное количество игр и упражнений для развития речи в целом.

Учитель - логопед высшей категории Трифонова Ольга Николаевна.

21 июля 2016 в 08:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.