МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды как одно из условий социального развития дошкольников.

 Уже к трем годам ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность. Мы, взрослые, стараемся ориентировать его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем шумные игры, небольшие потасовки и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности.

Целью гендерного подхода является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:

1) накопить достаточное количество игрового материала отдельно для мальчиков и отдельно для девочек.

2) подобрать дидактические игры или изготовить их самостоятельно.

3)  повышать  профессиональную педагогическую компетентность  в данном вопросе.

В своей старшей группе «Развивайки» реализацию гендерного подхода я, как воспитатель, начала с организации предметно-развивающей среды. 

В уголке для девочек,  есть необходимое для обустройства домашнего очага, салон красоты «Маленькая Фея», уголок ряженья .

ac6dd5109b784dd4d8318256988ff86a.jpg

1793209c5ef0d8ef3bd94c7f48b6f05c.jpg

Уголок для мальчиков наполнен предметами «мужского мира»: мастерская по ремонту игрушек с набором инструментов для ремонта, машинки, конструктор, профессиональные фуражки, строительный материал.

b939f90fa46722900ae6c69c2ec62c11.jpg

3519d6226159f3148db521fc3520ea9e.jpg

 При обустройстве уголков я учитывала следующие принципы:

- принцип эмоциогенности – то, что дает ребенку ощущение эмоционального благополучия.

- принцип свободы и самостоятельности – то, что дает ребенку возможность самостоятельно обустраивать свое игровое пространство, создавая себе удобство и комфорт.

- гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром.

Воспитывая женственность у девочек, а мужественность у мальчиков, был подобран материал и оборудование для игровой деятельности:

- игровой материал  привлекательный, удобный для ребенка, красочный, соответствующий возрастным особенностям;

- игровое пространство  разделено для мальчиков и  девочек для того, чтобы у детей была возможность поиграть в мужскую (женскую) модель поведения.

Формирование гендерной принадлежности происходит и посредством дидактических игр. Нами, воспитателями, были изготовлены дидактические игры:

- «Собери дом для девочки, мальчика» с целью поощрять участие детей в совместных играх, формировать гендерную принадлежность, умение видеть поло - ролевые различия;

 - «Поставим машины в гараж». Цель: развивать способы взаимодействия, характерные для мужского типа поведения. Развивать уважительное отношение к труду мужчины, желание ему помочь;

cd6eff466b705a7051d30d871ee9318a.jpg

 - «Выбери для мамы сумочку». Эта игра развивает способы взаимодействия, характерные для женского типа поведения;

6b2d5ca230835c73a50e405468d62f90.jpg

- «Мое имя», «Кто такой Я?», «Мы разные», «Мальчики и девочки», «Я в детском саду» направлены на формирование гендерной принадлежности.

Внедрение гендерных технологий происходит так же и через чтение художественной литературы. Читая детям книги, я стараюсь акцентировать внимание на чертах характера, поступках, на поведение мальчиков и девочек. Провожу беседы о прочитанном, где дети самостоятельно, либо с моей помощью дают характеристики поведению героев.

Гендерный подход находит своё отражение и в организации трудового воспитания дошкольников. Девочки осваивают навыки сервировки стола, мальчики выполняют трудовые поручения по расстановки стульчиков, уборке крупного игрового оборудования.

В уголке для родителей я разместила информацию: «Как правильно воспитывать мальчика и как правильно воспитывать девочку, «Особенности поведения девочек и мальчиков» консультация на тему «Семья – главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка». Материал в уголке постоянно обновляю, делаю его привлекательным, чтоб родители не проходили мимо, обращали на него внимание.

Какая бы работа по формированию гендерной принадлежности не проводилась нами, воспитателями, родители остаются для детей главным примером для подражания. Желаю вам, что бы все девочки были женственными, а мальчики – мужественными.

Воспитатель Рытикова О. А.

31 мая 2016 в 20:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.