МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Семья как первый воспитательный институт ребенка

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе,  ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит ов­ладение им социальными ролями, необходимыми для безболез­ненной адаптации ребенка в обществе.

Именно в семье закладываются основы нравственности чело­века, формируются нормы поведения, раскрываются внутрен­ний мир и индивидуальные качества личности. Семья способ­ствует не только формированию личности, но и самоутвержде­нию человека, стимулирует его социальную, творческую актив­ность, раскрывает индивидуальность.

Демографы фиксируют ка­тастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жиз­ненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспи­тания.

История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поко­лению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями наруше­ны, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

В настоящее время все яснее ста­новится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работ­ников, социальных педагогов и других специалистов. В консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благопо­лучные семьи.

Демографическая ситуация в России сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увели­чения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по выска­зыванию таких семей, — это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.

Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономически­ми трудностями, духовно-материальным кризисом, в результа­те которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами.

Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка.

Являясь одним из важных факторов социального воздей­ствия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное раз­витие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ре­бенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.

Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка, это сложный социально-педагоги­ческий процесс.

Так хочется верить, что родители понимают, что их личный пример  — важнейшее средство влияния на воспитание ребен­ка. Воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея доста­точных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подража­ет их действиям.

 Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформи­рованным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д.

Семья должна быть той нишей, где че­ловек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно - принятым, несмотря на его статус, внешность, жиз­ненные успехи, финансовое положение и т. д.

Выражение «мой дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надеж­ная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время ук­рыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домаш­него очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близки­ми, детьми. Совместный отдых вместе с детьми — фактор, бла­готворно влияющий на крепость семьи, что в наших условиях, стало практически невозможным.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Существуют  общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно- и полигамию. Моногамная семья – такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство.

 В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Нуклеарная  семья может быть полной и неполной.

Количество неполных семей в силу разных причин растет, этот факт пугает. И это мы еще не затрагиваем проблемы воспитания детей  в многодетных семьях, семьях социального риска (беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченных семей, семей с избыточной иждивенческой нагрузкой),семьи инвалидов и т.д. и т. п.)). Типологию семей можно продолжать и продолжать, но хотелось бы сказать, что комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о значении семьи в современном мире. В сущности, все ее прежние функции сегодня могут быть осуществлены вне семьи. Что же получается, семья-это пережиток? И общество может обойтись без нее?

Да, современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Однако, отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни.

 Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины. Основой современного брака становятся не экономические или статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений. Родители должны уметь максимально использовать ее соучастие и прилагать дополнительные усилия для того, чтобы сформировать у ребенка стремление быть коллективистом, патриотом, гражданином своей Родины.

Огромная роль семьи в духовном становлении человека.  Если духовные потребности семьи не развиты, круг интересов ограничен, быт не организован, семья ведет неблагополучный образ жизни, то и  ее культурный уровень жизни низкий.  Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких  коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, он житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив - семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании - устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая - ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений. 

 Родители, которые хотят вырастить ребенка полноценным членом общества, умеющего быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях развивающего мира, коммуникабельного и владеющего современными технологиями, должны заботиться о полноценном воспитании своего чада. Но полноценность его развития ни в коем случае не будет на должном уровне, если родители не будут служить примером для него. Если будут пренебрегать своими обязанностями и забывать о том, что служат  единственным непререкаемым авторитетом для ребенка.

 Стремитесь быть не только примером, а лучшим примером. Любовь, забота, ласка и терпение обязательно дадут  свои « плоды». Вам будет чем, и кем гордится. Время, потраченное на развитие ребенка, не пройдет даром. В наше время так много мест где детей можно развивать, учить, да и просто развлекать.

Не забывайте, что ребенок, которого вы воспитываете, в скором будущем станет членом общества. А значит и то, насколько легко или трудно ему будет жить в этом обществе, зависит от Вас, дорогие родители.

                                Воспитатель 1 категории  Кочерга С. А.. 

31 мая 2016 в 20:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.