МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково
|
Исправление аграмматизмов у детей с ОНРВедущий признак общего недоразвития речи (ОНР) - аграмматизм, т. е. неправильное согласование слов в роде, числе, падеже. У дошкольников с речевыми нарушениями не развито либо отсутствует «чувство языка», или, как его ещё называют, языковое чутьё. По мнению К. Ушинского, именно чувство языка подсказывает ребёнку подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и позволяет ребёнку слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные. Для формирования у детей стойких навыков использования в речи падежных и предложно-падежных конструкций предлагается выполнять задания – поручения, которые очень эффективны для развития динамических стереотипов словоизменения у дошкольников, т. к. помогают детям освоить практическое использование существительных всех типов склонения в единственном и множественном числе в условиях, когда дети, согласно возрастным критериям, не владеют грамматической теорией. Задания расположены по принципу нарастающей трудности. Каждое поручение предполагает не только правильное его выполнение, но и ответы на вопросы по следам выполненного действия. Винительный падеж. Что ты видишь? – Я вижу бабочку (ед. ч.), бабочек (мн. ч.) – ж. р. Я вижу стол (ед. ч.), столы (мн. ч.) – м. р. Я вижу облако (ед. ч), облака (мн. ч.) – ср. р. Принеси коробку, коробки; карандаш, карандаши; кольцо, кольца. Что ты принёс? - Я принёс коробку, коробки; карандаш, карандаши; кольцо, кольца. Дай тетрадь, тетради; альбом, альбомы; яблоко, яблоки. Что ты дал? - Я дал тетрадь, тетради; альбом, альбомы; яблоко, яблоки.
Винительный падеж с предлогами В, НА, ПОД, ЗА. Положи книгу в коробку, в стол. Что ты сделал? (Куда (во что) ты положил книгу?) – Я положил книгу в коробку, в стол. Положи книгу на коробку, на стол. Что ты сделал? (Куда (на что?) положил книгу?) – Я положил книгу на коробку, на стол. Положи книгу под коробку, под стол. Что ты сделал? (Куда (под что?) положил книгу? – Я положил книгу под коробку, под стол. Положи книгу за коробку, за стол. Что ты сделал? (Куда (за что?) положил книгу?) – Я положил книгу за коробку, за стол Дательный падеж. Дай мяч мальчику (мальчикам), девочке (девочкам). Что ты сделал? (Кому дал мяч?) – Я дал мяч мальчику (мальчикам), девочке (девочкам). Покажи игрушку мальчику (мальчикам), девочке (девочкам). Что ты сделал? (Кому показал игрушку?) – Я показал игрушку мальчику (мальчикам), девочке (девочкам). Дательный падеж с предлогами К, ПО. Подойди к столу (столам), к доске (доскам). Что ты сделал? (К чему подошёл?) – Я подошёл к столу (столам), доске (доскам). Прокати мяч по ковру (коврам), столу (столам). Что ты сделал? (По чему прокатил мяч?) – Я прокатил мяч по ковру (коврам), столу (столам). Творительный падеж. Нарисуй квадрат карандашом, ручкой. Что ты сделал? (Чем нарисовал квадрат?) – Я нарисовал квадрат карандашом, ручкой. Вытри игрушку полотенцем, тряпкой. Что ты сделал? (Чем вытер игрушку?) – Я вытер игрушку полотенцем, тряпкой. Творительный падеж с предлогом С. Поздоровайся с мальчиком (мальчиками), девочкой (девочками). Что ты сделал? (С кем поздоровался?) – Я поздоровался с мальчиком (мальчиками), девочкой (девочками). Поговори с Леной, Сашей. Что ты сделал? (С кем поговорил?) – Я поговорил с Леной, с Сашей. Творительный падеж с предлогами ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ. Вытри стол за тарелкой (тарелками), стаканом (стаканами), блюдцем (блюдцами). Что ты сделал? (Где (за чем) вытер стол?) – Я вытер стол за тарелкой (тарелками), за стаканом (стаканами), за блюдцем (блюдцами). Поищи мяч под столом, под лавкой, под креслом. Что ты сделал? (Где (под чем?) поискал мяч?) – Я поискал мяч под столом, под лавкой, под креслом. Подержи мяч над головой, над столом, над зеркалом. Что ты сделал? (Где (над чем?) подержал мяч?) – Я подержал мяч над головой, над столом, над зеркалом. Посади куклу перед мишкой, перед зайцем, перед машиной. Что ты сделал? (Где (перед кем?) посадил куклу?) – Я посадил куклу перед мишкой, перед зайцем, перед машиной. Встань между столом и окном. Что ты сделал? (Где (между чем?) встал?) – Я встал между столом и окном. Предложный падеж. Расскажи о маме, о папе, о детях. Что ты сделал? (О ком рассказал?) – Я рассказал о маме, о папе, о детях. Предложный падеж с предлогами В, НА. Найди карандаш в коробке, в столе. Что ты сделал? (Где (в чём?) нашёл карандаш?) – Я нашёл карандаш в коробке, в столе. Найди линейку на столе, на полке. Что ты сделал? (Где (на чём) нашёл линейку?) – Я нашёл линейку на столе, на полке. Родительный падеж. У тебя нет брата (братьев), сестры (сестёр). Кого у тебя нет? – У меня нет брата (братьев), сестры (сестёр). Родительный падеж с предлогами У, ОКОЛО. Встань у стола, у двери, у окна. Что ты сделал? (Где (у чего?) ты встал?) – Я встал у стола, у двери, у окна. Поставь вазу около цветов, около чашки. Что ты сделал? (Где (около чего?) поставил вазу?) – Я поставил вазу около цветов, около чашки. Родительный падеж с предлогами ОТ, СО, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Отойди от кровати, от окна, от двери. Что ты сделал? (От чего отошёл?) – Я отошёл от кровати, от окна, от двери. Встань со стула, с лавки. Что ты сделал? (Откуда (с чего?) встал?) – Я встал со стула, с лавки. Выйди из комнаты, из кабинета. Что ты сделал? (Откуда (из чего?) вышел?) – Я вышел из комнаты, из кабинета. Встань из-за стола, достань куклу из-за дивана. Что ты сделал? (Откуда (из-за чего) встал, достал куклу?) – Я встал из-за стола, достал куклу из-за дивана. Достань игрушку из-под дивана, из-под кровати. Что ты сделал? (Откуда (из-под чего?) достал игрушку?) – Я доствл игрушку из-под дивана, кровати. Дифференциация предлогов У – ОТ, НА – С(СО), В – ИЗ, ЗА – ИЗ-ЗА, ПОД – ИЗ-ПОД. Встань у окна – отойди от окна. Что ты сделал? (Где (у чего?) встал, откуда (от чего?) отошёл?) – Я встал у окна, отошёл от окна. Положи игрушку на стол – возьми игрушку со стола. Что ты сделал? (Куда (на что?) положил, откуда (с чего?) взял?) – Я положил игрушку на стол, взял со стола. Положи тетрадь в портфель, достань из портфеля. Что ты сделал? (Куда (во что?) положил, откуда (из чего?) достал?) – Я положил тетрадь в портфель, достал из портфеля. Спрячь игрушку за кресло, достань из-за кресла. Что ты сделал? (Куда (за что?) спрятал, откуда (из-за чего?) достал?) – Я спрятал игрушку за кресло, достал из-за кресла. Спрячь мяч под стул, достань из-под стула. Что ты сделал? (Куда (под что?) спрятал, откуда (из-под чего?) достал?) – Я спрятал мяч под стул, достал из-под стула.
Учитель - логопед высшей категории Трифонова О. Н.
3 мая 2016 в 07:26
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.