МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Исправление аграмматизмов у детей с ОНР

 Ведущий признак общего недоразвития речи (ОНР)  - аграмматизм, т. е. неправильное согласование слов в роде, числе, падеже. У дошкольников с речевыми нарушениями не развито либо отсутствует «чувство языка», или, как его ещё называют, языковое чутьё. По мнению К. Ушинского, именно чувство языка подсказывает ребёнку подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и позволяет ребёнку слышать ошибки в речи окружающих, а также исправлять собственные.

Для формирования у детей стойких навыков использования в речи падежных и предложно-падежных конструкций предлагается выполнять задания – поручения, которые очень эффективны для развития динамических стереотипов словоизменения у дошкольников, т. к. помогают детям освоить практическое использование существительных всех типов склонения в единственном и множественном числе в условиях, когда дети, согласно возрастным критериям, не владеют грамматической теорией.

Задания расположены по принципу нарастающей трудности. Каждое поручение предполагает не только правильное его выполнение, но и ответы на вопросы по следам выполненного действия.

Винительный падеж.

Что ты видишь? – Я вижу бабочку (ед. ч.), бабочек (мн. ч.) – ж. р.

Я вижу стол (ед. ч.), столы (мн. ч.) – м. р.

Я вижу облако (ед. ч), облака (мн. ч.) – ср. р.

Принеси коробку, коробки; карандаш, карандаши; кольцо, кольца.

Что ты принёс?  - Я принёс коробку, коробки; карандаш, карандаши; кольцо, кольца.

Дай тетрадь, тетради; альбом, альбомы; яблоко, яблоки.

Что ты дал? - Я дал тетрадь, тетради; альбом, альбомы; яблоко, яблоки.

 

Винительный падеж с предлогами В, НА, ПОД, ЗА.

Положи книгу в коробку, в стол.

Что ты сделал? (Куда (во что) ты положил книгу?) – Я положил книгу в коробку, в стол.

Положи книгу на коробку, на стол.

Что ты сделал? (Куда  (на что?) положил книгу?) – Я положил книгу на коробку, на стол.

Положи книгу под коробку, под стол.

Что ты сделал? (Куда (под что?) положил книгу? –  Я положил книгу под коробку, под стол.

Положи книгу за коробку, за стол.

Что ты сделал? (Куда (за что?) положил книгу?) – Я положил книгу за коробку, за стол 

Дательный падеж.

Дай мяч мальчику (мальчикам), девочке (девочкам).

Что ты сделал? (Кому дал мяч?) – Я дал мяч мальчику (мальчикам), девочке (девочкам). 

Покажи игрушку мальчику (мальчикам), девочке (девочкам).

Что ты сделал? (Кому показал игрушку?) – Я показал игрушку мальчику (мальчикам), девочке (девочкам).

Дательный падеж с предлогами К, ПО.

Подойди к столу (столам), к доске (доскам).

Что ты сделал? (К чему подошёл?) – Я подошёл к столу (столам), доске (доскам).

Прокати мяч по ковру (коврам), столу (столам).

Что ты сделал? (По чему прокатил мяч?) – Я прокатил мяч по ковру (коврам), столу (столам). 

Творительный падеж.

Нарисуй квадрат карандашом, ручкой.

Что ты сделал? (Чем нарисовал квадрат?) – Я нарисовал квадрат карандашом, ручкой.

Вытри игрушку полотенцем, тряпкой.

Что ты сделал? (Чем вытер игрушку?) – Я вытер игрушку полотенцем, тряпкой.

Творительный падеж с предлогом С.

Поздоровайся с мальчиком (мальчиками), девочкой (девочками).

Что ты сделал? (С кем поздоровался?) – Я поздоровался с мальчиком (мальчиками), девочкой (девочками). 

Поговори с Леной, Сашей.

Что ты сделал? (С кем поговорил?) – Я поговорил с Леной, с Сашей.

Творительный падеж с предлогами ЗА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, МЕЖДУ.

Вытри стол за тарелкой (тарелками), стаканом (стаканами), блюдцем (блюдцами).

Что ты сделал? (Где (за чем) вытер стол?) – Я вытер стол за тарелкой (тарелками), за стаканом (стаканами), за блюдцем (блюдцами). 

Поищи мяч под столом, под лавкой, под креслом.

Что ты сделал? (Где (под чем?) поискал мяч?) – Я поискал мяч под столом, под лавкой, под креслом.

Подержи мяч над головой, над столом, над зеркалом.

Что ты сделал? (Где (над чем?) подержал мяч?) – Я подержал мяч над головой, над столом, над зеркалом. 

Посади куклу перед мишкой, перед зайцем, перед машиной.

Что ты сделал? (Где (перед кем?) посадил куклу?) – Я посадил куклу перед мишкой, перед зайцем, перед машиной.

Встань между столом и окном.

Что ты сделал? (Где (между чем?) встал?) – Я встал между столом и окном. 

Предложный падеж.

Расскажи о маме, о папе, о детях.

Что ты сделал? (О ком рассказал?) – Я рассказал о маме, о папе, о детях.

Предложный падеж с предлогами В, НА.

Найди карандаш в коробке, в столе.

Что ты сделал? (Где (в чём?) нашёл карандаш?) – Я нашёл карандаш в коробке, в столе. 

Найди линейку на столе, на полке.

Что ты сделал? (Где (на чём) нашёл линейку?) – Я нашёл линейку на столе, на полке.

Родительный падеж.

У тебя нет брата (братьев), сестры (сестёр).

Кого у тебя нет? – У меня нет брата (братьев), сестры (сестёр). 

Родительный падеж с предлогами У, ОКОЛО.

Встань у стола, у двери, у окна.

Что ты сделал? (Где (у чего?) ты встал?) – Я встал у стола, у двери, у окна. 

Поставь вазу около цветов, около чашки.

Что ты сделал? (Где (около чего?) поставил вазу?) – Я поставил вазу около цветов, около чашки. 

Родительный падеж с предлогами ОТ, СО, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Отойди от кровати, от  окна, от двери.

Что ты сделал? (От чего отошёл?) – Я отошёл от кровати, от окна, от двери.

Встань со стула, с лавки.

Что ты сделал? (Откуда (с чего?) встал?) – Я встал со стула, с лавки.

Выйди из комнаты, из кабинета.

Что ты сделал? (Откуда (из чего?) вышел?) – Я вышел из комнаты, из кабинета.

Встань из-за стола, достань куклу из-за дивана.

Что ты сделал? (Откуда (из-за чего) встал, достал куклу?) – Я встал из-за стола, достал куклу из-за дивана.

Достань игрушку из-под дивана, из-под кровати.

Что ты сделал? (Откуда (из-под чего?) достал игрушку?) – Я доствл игрушку из-под дивана, кровати.

Дифференциация предлогов У – ОТ, НА –  С(СО), В – ИЗ, ЗА – ИЗ-ЗА, ПОД – ИЗ-ПОД.

Встань у окна – отойди от окна.

Что ты сделал? (Где (у чего?) встал, откуда (от чего?) отошёл?) – Я встал у окна, отошёл от окна. 

Положи игрушку на стол – возьми игрушку со стола.

Что ты сделал? (Куда (на что?) положил, откуда (с чего?) взял?) – Я положил игрушку на стол, взял со стола. 

Положи тетрадь в портфель, достань из портфеля.

Что ты сделал? (Куда (во что?) положил, откуда (из чего?) достал?) – Я положил тетрадь в портфель, достал из портфеля. 

Спрячь игрушку за кресло, достань из-за кресла.

Что ты сделал? (Куда (за что?) спрятал, откуда (из-за чего?) достал?) – Я спрятал игрушку за кресло, достал из-за кресла. 

Спрячь мяч под стул, достань из-под стула.

Что ты сделал? (Куда (под что?) спрятал, откуда (из-под чего?) достал?) – Я спрятал мяч под стул, достал из-под стула.


Учитель - логопед высшей категории Трифонова О. Н.

 

 

 

 

 

3 мая 2016 в 07:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.