МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково
|
Гендерное воспитание на физкультурных занятиях в ДОУ.Гендерное воспитание понимается сегодня как организация педагогического процесса с учётом половой идентичности и специфики развития каждого ребёнка в процессе его полоролевой социализации. Учёт гендерных особенностей детей – важнейший аспект здоровьесбережения. Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: девочки стараются быть сильными, грубыми, агрессивными, а мальчики, напротив, избирают «слабый», так называемый женский, тип поведения. У детей формируются неадекватные или недостаточно чёткие гендерные установки, личностные качества и модели поведения. К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая» (за редким исключением), доказательством чему являются следующие факты: - содержание детской деятельности и формы её организации не ориентированы на специфические потребности, интересы, уровни активности девочек и мальчиков; - единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности /отдыха у девочек и мальчиков; - гигиенические, спальные, игровые комнаты и раздевалки являются общими для всех детей; - питание не дифференцировано по ассортименту и времени приёма пищи (однако этот факт имеет отношение в большей степени к индивидуальным особенностям детей). Кроме того, российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели - женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков. В результате не только заметно страдают мальчики, но и девочки получают искажённое представление о гендерном поведении мальчиков, оценивают его как «плохое», «неправильное», «не такое, как надо». Как результат, уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит само актуализацию личности и развитие индивидуальности как девочек, так и мальчиков (хотя, на первый взгляд, кажется, что девочки находятся в более выигрышной ситуации). В настоящее время особенно актуально проведение гендерных исследований, что нашло своё отражение в проекте концепции Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» (1998) и Гендерной стратегии Российской Федерации (2003). Уникальным средством формирования гендерных моделей и стилей поведения выступает игра и, прежде всего, игра сюжетно- ролевая, в которой каждый ребёнок примеряет на себя различные роли, в т.ч. гендерные, и приобретает широкий опыт общения в соответствии со своей гендерной принадлежностью. Девочки учатся брать на себя роль мамы, бабушки, хозяйки дома, врача, парикмахера, повара и многие другие. В содержании образовательной работы с детьми до семи лет недостаточно учитываются гендерные особенности мальчиков и девочек. Девочки порой лишены скромности, терпимости, нежности, стремления к мирному урегулированию конфликтов. Мальчиков и девочек нельзя воспитывать и обучать одинаково. Биологические половые различия серьёзно влияют на их эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода к организации деятельности мальчиков и девочек во всех областях, в том числе и при организации двигательной деятельности. Двигательную активность мальчиков отличают: - простота, угловатость; - силовой, атлетический стиль; - чёткая целенаправленность; - отсутствие эстетической завершённости; - элементы атаки, нападения, преследования; - преобладание «силового» стиля. Двигательную активность девочек отличают: - пластичность, плавность; - эстетическое богатство (мимика, жесты); - осторожность, пассивность; - связь с музыкой, танцами; - преобладание «координационного» стиля. Учёные выявили, что в процессе подвижных и спортивных игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Если дать мальчикам мяч, они чаще пытаются играть с ним в футбол, и, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки чаще всего начинают повторять упражнения из «школы мяча». Следует обращать внимание на распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчёлки). Воспитатель высшей категории Односталко Г.А. 29 апреля 2016 в 19:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.