МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково

Гендерное воспитание на физкультурных занятиях в ДОУ.

Гендерное воспитание понимается сегодня как организация педагогического процесса с учётом половой идентичности и специфики развития каждого ребёнка в процессе его полоролевой социализации. Учёт гендерных особенностей детей – важнейший аспект здоровьесбережения.

Проблема гендерного подхода в современном воспитании возникла не случайно. Социокультурные трансформации, происходящие в нашем обществе, привели к заметному искажению и даже разрушению традиционных моделей мужского и женского поведения. Как следствие, довольно часто неадекватно формируются внутренние психологические установки и позиции детей: девочки стараются быть сильными, грубыми, агрессивными, а мальчики, напротив, избирают «слабый», так называемый женский, тип поведения. У детей формируются неадекватные или недостаточно чёткие гендерные установки, личностные качества и модели поведения.  

 К сожалению, система отечественного дошкольного воспитания по сей день преимущественно «бесполая» (за редким исключением), доказательством чему  являются  следующие  факты:

- содержание детской деятельности и формы её организации не ориентированы на специфические потребности, интересы, уровни активности девочек и мальчиков;

- единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередовании активности /отдыха у девочек и мальчиков;

- гигиенические, спальные, игровые комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;

- питание не дифференцировано по ассортименту и времени приёма пищи (однако этот факт имеет отношение в большей степени к индивидуальным особенностям детей).

Кроме того, российская система воспитания детей раннего и дошкольного возраста феминизирована. В дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели - женщины обычно поощряют спокойные игры девочек и, напротив, ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков. В результате не только заметно страдают мальчики, но и девочки получают искажённое представление о гендерном поведении мальчиков, оценивают его как «плохое», «неправильное», «не такое, как надо». Как результат, уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит само актуализацию личности и развитие индивидуальности как девочек, так и мальчиков (хотя, на первый взгляд, кажется, что девочки находятся в более выигрышной ситуации).

В настоящее время особенно актуально проведение гендерных исследований, что нашло своё отражение в проекте концепции Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» (1998) и Гендерной стратегии Российской Федерации (2003).

Уникальным средством формирования гендерных моделей и стилей поведения выступает игра и, прежде всего, игра сюжетно- ролевая, в которой каждый ребёнок примеряет на себя различные роли, в т.ч. гендерные, и приобретает широкий опыт общения в соответствии со своей гендерной принадлежностью. Девочки учатся брать на себя роль мамы, бабушки, хозяйки дома, врача, парикмахера, повара и многие другие.

В содержании образовательной работы с детьми до семи лет недостаточно учитываются гендерные особенности мальчиков и девочек. Девочки порой лишены скромности, терпимости, нежности, стремления к мирному урегулированию конфликтов.

Мальчиков и девочек нельзя воспитывать и обучать одинаково. Биологические половые различия серьёзно влияют на их эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода к организации деятельности мальчиков и девочек во всех областях, в том числе и при организации двигательной деятельности.

Двигательную  активность  мальчиков  отличают:

- простота, угловатость;

- силовой, атлетический стиль;

- чёткая целенаправленность;

- отсутствие эстетической завершённости;

- элементы атаки, нападения, преследования;

- преобладание «силового» стиля.

Двигательную  активность  девочек  отличают:

- пластичность, плавность;

- эстетическое богатство (мимика, жесты);

- осторожность, пассивность;

- связь с музыкой, танцами;

- преобладание «координационного» стиля.

Учёные выявили, что в процессе подвижных и спортивных игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. Если дать мальчикам мяч, они чаще пытаются играть с ним в футбол, и, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки чаще всего начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Следует обращать внимание на распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, а девочки – пчёлки).

Воспитатель высшей категории Односталко Г.А.

29 апреля 2016 в 19:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.