МБДОУ Детский сад №33 "Солнышко" г. Гуково
|
Духовно-нравственное развитие и воспитание.Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Воспитание в сфере личностного развития должно обеспечить: Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»; Укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; Формирование морали как осознание личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать; Свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями; Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями. В сфере общественных отношений духовно-нравственное воспитание и развитие должны обеспечить: Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; Развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; Заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия; Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству; Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека; Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода; Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; Духовную, культурную и социальную преемственность поколений. В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно содействовать: Формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах; Укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; Повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций; Повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; Укреплению национальной безопасности. Базовые национальные ценности Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания, социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влиянием и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливости, милосердие, честь, достоинство; Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; Традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: Нравственного примера педагога; Социально-педагогического партнерства; Индивидуально-личностного развития; Интегративности программ духовно-нравственного воспитания; Социальной востребованности воспитания. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: регламентированную, совместную и самостоятельную деятельность взрослого и ребенка. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя. Воспитатель высшей категории Односталко Г.А. 29 апреля 2016 в 19:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.